Дополнительное образование

Создание условий для эффективной социализации дошкольников

Оригинальная идея проекта

Современная картина детства претерпела в последние годы существенные изменения: ускоряющийся темп жизни и детей и родителей. Детей сейчас встречает мир новых игр, игрушек, новое информационное пространство. Произошли перемены и в социальном окружении ребенка, которое сегодня состоит, о основном, из взрослых. 

Занятость родителей, изолированность ребёнка в семье, разрыв поколений, отсутствие «дворовой социализации», боязнь родителей отпустить  детей одних на прогулку во двор, приводит к тому, что дети реализуют себя в виртуальном пространстве, осваивают эту возможность через компьютерные игры, интернет.

Современные родители стараются как можно раньше начинать водить ребенка на разные секции и кружки, покупают все больше гаджетов, забывая, что ребенку необходимо проживать счастливое детство, полноценно  играя со сверстниками, в котором происходит интенсивное формирование социального и эмоционального опыта дошкольника.

В современных условиях, реализуя государственный стандарт дошкольного образования,  встает задача: найти формы организации проживания детьми дошкольного детства, которая поможет разрешить данные противоречия. Поэтому перед педагогическим коллективом дошкольных групп встает вопрос о выборе и применении в образовательном процессе методов и технологий эффективной социализации дошкольников, чтобы эти качества развивались более успешно, чтобы накопление жизненного опыта и самоопределение протекало в максимально адекватных для этого возраста условиях. 

Было выбрано особое направление инновационной деятельности, связанной с  развитием саморегуляции собственных действий и поддержкой детской инициативы.

Целью проекта стало: 

1. Апробация и внедрение педагогических технологий социализации дошкольников в образовательный процесс ДО.

2. Создание условий для эффективной социализации дошкольников, в соответствии с ФГОС ДО, тестирование модели  более активного взаимодействия ОО и родителей( законных представителей) 

От задумки – до результата

В реализации  нашего проекта  использованы  6 технологий из разработанных Н.П. Гришаевой: «Клубный час», «Ситуации месяца», «Дети – волонтеры», «Круги рефлексии»,  «Социальная акция», «Развивающее общение». В реализацию проекта включены все дошкольники и родители, все работники дошкольного отделения. Дети старших и подготовительных групп участвуют в «Клубных часах» с первых дней, а со второй половины года к ним подключились и дети средней группы. Малыши принимают старших детей у себя в группах, где организуется разновозрастное общение и игровая деятельность. Малыши вместе со всеми детьми проживают и по «Ситуации месяца». Реализация проекта длилась в течение 4,5лет. 

Трудности и угрозы  сегодняшней ситуации не сломили решимости педагогического коллектива достичь поставленных целей: в начале было трудно и с педагогами( не все, и не сразу смогли перестроить себя и начать работать по этим  технологиям), и с родителями (были опасения о безопасности детей, непонимания необходимости их личного участия в проекте), и с детьми( по началу были дети, которые нарушали правила, принятые в  группе и при проведении Клубных часов). Трудно было перейти на общение с ребёнком на равных.  Как одни пойдут и нас не будет рядом?

Конечно, боялись за безопасность детей. Но… работают правила!

Во время свободного Клубного часа  дети имеют возможность  свободно перемещаются по всей территории дошкольного отделения (в помещении или на улице) и самостоятельно организуют разновозрастное общение по интересам. Часто устраивают игры с малышами, заходят в кабинеты и интересуются у сотрудников, чем они занимаются. У дошкольников развивается навык самоопределения с деятельностью, умение строитть общение со сверстниками и взрослыми, регулировать свое поведение самостоятельно (подчинение определенным правилам).

Как пример: большая игра «Мы за здоровый образ жизни». Воспитанники сами выбирали, куда им пойти: в фитнес клуб, на профосмотр в поликлинику, к врачу диетологу, в массажный салон или самим стать фитнес тренером, врачом, массажистом.

Во время карантинов и повышения заболеваемости игровой сеанс мы проводили в каждой возрастной группе отдельно.

Дети привыкли к необычным мероприятиям, и когда случился карантин, клубный час отменили, дети расстроились.  Сейчас, в условиях ограничений, клубные часы проходят в пространстве одной группы с привлечением  педагогов – специалистов и учителей начальной школы. Большую игру и тематические клубные часы проводим  в разное время для разных групп, используя весь потенциал пространства здания (залы, холлы, музей,  территорию  двора и кабинеты).

Прижилась и стала очень востребованной воспитателями и детьми  технология “Ежедневный рефлексивный круг”.

Благодаря разработанным на рефлексивном круге правилам  поведения, развивающая среда в группах пополнилась «ковриком примирения» с «Мирилками», на котором дети учатся решать свои конфликты и мириться, в начале, при помощи взрослого, а затем самостоятельно. В случае возникновения конфликтной ситуации, ссоры  или драки, дети заходят на коврик и разбирают свой конфликт. Коврик находится в одном и том же месте, дети могут брать его самостоятельно. Также появился «Стульчик размышления» с песочными часами.

С детьми-волонтёрами мы проводим ряд социальных акций, понятных и доступных детям с трех лет.

Например, «Позвони маме». В  День матери дети-волонтеры вышли на улицу и всем прохожим раздали сердечки, изготовленные старшими дошкольниками, напоминая, как важно чаще звонить маме.

Социальная акция «Поздравляем с Международным женским днём». 8 Марта ребята дарили мамам и бабушкам открытки, которые сделали своими руками старшие дошкольники.

На лицах всех прохожих расцветала улыбка и умиление.  Они говорили детям слова благодарности.

Акции, более сложные для понимания детьми, мы проводим с предварительной работой со старшими дошкольниками и их родителями. Такой акцией стала «Мы помним, мы гордимся», приуроченная ко Дню Победы. Старшими дошкольниками совместно с родителями и педагогами были изготовлены поздравительные открытки, сувениры и подарки для ветеранов ВОВ и тружеников тыла.  А дети-волонтеры побывали накануне праздника в отделении Сбербанка и поликлинике № 70, где вручали подарки ветеранам войны.

Традиционной стала акция “Лента памяти”,  “Сиреневая аллея  Победы”, посвященные празднованию Дня Победы.

Фестиваль военной песни «Победная весна» проходит в мае, накануне празднования Дня Победы. Участие в нем могут принять все желающие. Определиться с репертуаром, подготовиться и отрепетировать выступление участникам помогает наш музыкальный руководитель . Фестиваль пользуется популярностью, количество участников растет из года в год. В 2020г. нам удалось провести его в видеоформате, где дети вместе с родителями записывали и присылали свои любимые песни. 

Литературный семейный фестиваль «Вместе с книгой мы растем» проходил у нас три года. Каждый год фестиваль был посвящен произведениям одного из любимых детских писателей – С.Михалкова и К.И.Чуковского.  В 2020г он прошел под девизом «По рассказам из книжек я знаю о войне».

Для развития у детей потребности в чтении, воспитания любви к литературе и расширении знаний о писателях и поэтах, а также формирования традиций семейного чтения, в дошкольных группах в 2019 году был создан Семейный читательский клуб «Зеленая лампа». Заседание клуба проходит один раз в месяц по вечерам в  четверг. В гости к нам на огонек может прийти любой желающий: дошкольники, школьники, папы, мамы, бабушки, дедушки и другие члены семей. В клубе царит теплая домашняя атмосфера, читаются отрывки, из произведений, обсуждаются герои и события,  рекомендуются произведения  для семейного прочтения. Иногда члены семей наших воспитанников читают свои авторские литературные произведения, получая заслуженные аплодисменты. За время проведения клуба «Зеленая лампа» у нас образовался круг постоянных поклонников литературного чтения, к которым присоединяются все новые участники. 

Полезные эффекты от реализации проекта

Создание условий для эффективной социализации дошкольников позволило:

1.Совершить интеграцию в образовательный процесс педагогических технологий эффективной социализации дошкольников.

2.Повысить посещаемость детского сада.

3. Сформировать позитивный воспитательный эффект: развитие саморегуляции поведения дошкольников, формирование самостоятельности, инициативы, навыков позитивной коммуникации детей, включение детей  в общественную жизнь. Несмотря на нарушение правил детьми на первых этапах,  в группах  уменьшилось число конфликтов  и агрессии среди детей. Дети стали более открытыми, уверенными в себе, дружелюбными, легко общаются со взрослыми, в том числе и не только с воспитателями. У детей наблюдается хорошие результаты формирования социальных навыков.

4. Развить инициативность и творческую активность педагогов, сплотить педагогический коллектив.

5. Повысить интерес родительской общественноти. Родители стали  полноправными участниками – партнерами образовательного процесса, больше интересоваться жизнью своих детей, чаще выходить на сайт и следят за новостями о мероприятиях. Появилось понимание, что все делается во благо детей;

6. Создать специальную предметно – пространственную среду, направленную на позитивную социализацию дошкольников.

Ссылки

1. Фестивальдружбы народов: https://drive.google.com/file/d/1f2Z3_9p5xta9U239SG_MK8wNC00db5lB/view

2. День рождения Бабы Яги:

https://drive.google.com/file/d/1N2Ol0wbxD1w16837fvecHXfcRWXAmSuF

/view?usp=sharing

3. Музыкальный фестиваль:https://sch1432.mskobr.ru/edu-news/3514

4. “Лента памяти”:https://sch1432.mskobr.ru/edu-news/3511

5. Отзывы родителей: https://drive.google.com/file/d/18eG2Ezl2jZ6xNUHPh52uRirvMwe1MSYe/view?usp=sharing


Поделиться в соц. сетях

Мы используем cookie-файлы. С их помощью мы заботимся о Вас, улучшая работу этого сайта

Задать вопрос