Архив воспитательных практик

«Технологии позитивной социализации в деятельностном подходе», проект «Преодоление»

Оригинальная идея проекта

Идея проекта: первичная профилактическая работа с учётом индивидуальных особенностей обучающихся и использованием всех ресурсов образовательной среды учреждения. Профилактическая работа строится как организация серии социально-деятельностных проб, в которых выстраиваются истории личного успеха обучающегося и происходит  расширение его  социальных связей.

Большинство  содержательных задач жизни колледжа – организация праздников, выставок, иных событий, волонтерство, профориентационные и профилактические мероприятия – может быть реализовано вместе с обучающимися. Они могут быть  соорганизаторами, модераторами, дизайнерами, помогать в техническом сопровождении. Проект «Преодоление» служит посредником при включении обучающихся в  коллективы, решающие содержательные задачи жизни колледжа. Совместно с социальными работниками он обеспечивает   максимальное задействование ребят, состоящих на учете в КДН, внутришкольном учете в позитивной, социально-значимой деятельности. Опыт участия в коллективно-распределенном труде, значимость и социальное признание вклада в общее дело становится вкладом в мировоззренческое становление обучающегося. 

Организация содержательного взаимодействия проходит с использованием технологии «Социально-деятельностные пробы». Технология строится с учетом имеющихся компетенций учащегося, предполагает последовательное их развитие, расширение пространства социальных ролей, доступных ученику; отслеживание успешности  и организацию поддержки в формировании позитивных социальных связей в ходе трудового взаимодействия. Обучающийся включается в обсуждение выбора проб, их итогов, значимости осуществленного труда. 

Основной результат  технологии – интеграция учащегося в позитивную деятельность, личностный рост, постановка личных образовательных задач.

От задумки – до результата

Использование труда, позитивной деятельности в качестве средства воспитания не новая. Наиболее полно она раскрыта в трудах и практике А.С. Макаренко. Задача выработки технологии ставилась как  задача поиска организационных форм включения в труд, волонтерскую работу в условиях современного образовательного учреждения. Второй задачей стала задача обеспечения педагогического сопровождения «трудных» учащихся при включении в коллективные формы деятельности.

Сферой деятельности, в которой мы апробировали идею была сфера профилактики, проведение общих профилактических мероприятий. Мы считаем, что максимальный воспитательный эффект может быть достигнут, когда подростки сами начинают обсуждать вопросы безопасности своей образовательной среды, вопросы поведения и формы решения конфликтов. Так появились команды ребят, совместно со взрослыми реализующие профилактическую работу. Именно в этой деятельности мы формировали первые «Социально-деятельностные пробы», включая в команды обучающихся  ребят, состоящих на учете в КДН, внутриколледжном учете и тех, кто испытывал трудности в общеобразовательном процессе.  

Опыт организации проб и их педагогического сопровождения перенесен на многие содержательные задачи жизни колледжа. Важным в организации проб является обеспечение успешности в социально-значимом пространстве. Это предполагает тщательную работу с уже имеющимися социальными компетенциями учащегося, продвижение учащегося по наращиванию социальных компетенций. Технологически это решается следующим образом:

· Предварительная ролевая (позиционная) раскладка деятельностной пробы. Это должно обеспечить при проведении пробы  то, что она становится  регулятором поведения. Условием реализации является то, что деятельность в которой происходит проба носит коллективно-распределенный характер.

· Фиксация компетенций (конкретных способов), необходимых для осуществления пробы. Здесь важно, чтобы организатор пробы создал ситуацию развития компетенций с учетом зоны ближайшего развития.

· Проведение обсуждения после каждой пробы. Этап включает обговаривание с обучающимся – что дала эта проба ему, как она соотносится с предшествующей, удалось ли продвинуться в определении его интереса. Этап отвечает за постепенное формирование обучающимися критериев своего выбора деятельности (интересной ему). Условием реализации является  регулярность включения обучающегося в сходные виды деятельности (с разным функционалом, ролями).

· Оценка возможности включения обучающегося в выполнение новой задачи или социальной роли. Разнообразие задач позволяет учащемуся выявлять свои области интересов Формирование традиции взаимодействия/ распределения труда во внеурочной деятельности

· Делегирование ответственности. Этот этап обеспечивает субъективацию деятельности (повышение ее значимости за счет восприятия ее фрагмента как своей личной зоны ответственности перед другими). Условиями являются публичность, соответствие делегируемой задачи  компетенциям обучающегося.

При проведении технологии важно обратить внимание на условия ее осуществления. Деятельность, в которой осуществляется проба носит коллективно-распределенный характер. Занимая определенную роль (место) в этой деятельности обучающийся попадает в систему связей с другими участниками. Содержание этих связей должно быть предварительно продумано социальным педагогом. В том случае, когда связь не возникает он должен понять причину (отторжение обучающегося как кооперанта в деятельности, непонимание необходимости координации усилий, поверхностное отношение к качеству результата и другие)   – и воздействовать на эту причину, изменить ситуацию к формированию и наиболее полному раскрытию связи кооперации. 

При работе с компетенциями наибольшее внимание рекомендуется уделить компетенциям, обеспечивающим социализацию обучающегося: самопозициирование (предъявление себя) в деятельности; компетенцию проведения переговоров и выработке общего представления о совместном продукте; корректировка своего действия в коммуникативных ситуациях; самоорганизация; организация других.

При организации проб мы рекомендуем делать повторение сходных проб, так как это убирает случайные моменты и позволяет учащемуся выйти на уровень обобщенного видения себя в ситуациях, своего вклада и возможностей своего роста.

В ходе осмысления результата проб следует обратить внимание на следующие моменты: использование разных форм презентации и оформления деятельности: в рассказе, фотографиях, презентации деятельности перед другими. Осмысление не должно носить теоретический характер, должно быть связано с переживаниями, реальным опытом, ценностями. В осмыслении обучающегося должны быть представлены другие участники коллективной деятельности, взаимоотношения с ними. Следует приветствовать моменты выхода в проектирование себя в будущем , выражающиеся в форме самопожеланий и намерений.

Реализация технологии требует развитой позиционности участников образовательного пространства, педагогов, заинтересованных в личностном росте обучающихся, причем всех уровней успешности.

Полезные эффекты от реализации проекта

1. Создание пространства, открытого для социально-позитивной деятельности;

2. Социализация подростков в позитивной деятельности (формирование новых социальных связей и расширение круга взаимодействия);

3. Формирование деятельностной среды, благоприятной для социального развития с учетом психолого-эмоциональных особенностей личности в данном возрасте;

4. Получение опыта успешной деятельности в значимой социальной роли, и интериоризация успеха в деятельности обучающимися;

5. Выстраивание неформальных доверительных отношений между педагогами и обучающимися, в рамках которых у педагогов появляется возможность оказывать детям помощь в формировании критического подхода в оценке действий антисоциальной направленности.

Ссылки

https://26kadr.mskobr.ru/preodolenie


Поделиться в соц. сетях

Мы используем cookie-файлы. С их помощью мы заботимся о Вас, улучшая работу этого сайта

Задать вопрос