Без рубрики

Тест1

17 апреля 2020
Тест1

Валентина Степанова Гризодубова родилась 27 апреля 1909 года в Харькове. Ее отец Степан Васильевич Гризодубов был одним из первых пилотов и авиаконструкторов в России. Уже в двухлетнем возрасте он взял Валентину в полет на аэроплане, привязав к себе ремнями. В 14 лет она уже совершила первый полет на планере во время слета планеристов в Коктебеле.

Серьезная авиационная карьера Валентины Гризодубовой началась в 1928 году, когда она поступила в Харьковский Центральный аэроклуб и смогла ускоренными темпами пройти курс обучения за три месяца, после чего окончила Первую Тульскую летно-спортивную школу Осоавиахима, а затем Пензенскую школу летчиков-инструкторов. К 1933 г. Валентина Гризодубова сама стала летчиком-инструктором, работала в Тульском аэроклубе «Добролет», в летной школе в Тушино.

Серьезная авиационная карьера Валентины Гризодубовой началась в 1928 году, когда она поступила в Харьковский Центральный аэроклуб и смогла ускоренными темпами пройти курс обучения за три месяца, после чего окончила Первую Тульскую летно-спортивную школу Осоавиахима, а затем Пензенскую школу летчиков-инструкторов. К 1933 г. Валентина Гризодубова сама стала летчиком-инструктором, работала в Тульском аэроклубе «Добролет», в летной школе в Тушино.

В те годы существовали так называемые агитационные эскадрильи, использовавшиеся для пропагандистской работы партийных и комсомольских органов. В 1934—1935 гг. Валентина Гризодубова служила как раз в такой агитационной эскадрилье им. Максима Горького, которая дислоцировалась на Центральном аэродроме г. Москвы.

В октябре 1937 г. Гризодубова установила пять мировых авиационных рекордов на легкомоторных самолетах.

В 1938 г. она возглавила беспосадочный авиаперелет женского экипажа из Москвы на Дальний Восток. Самолет назывался «Родина», а членами команды были прославленные летчицы Марина Раскова и Полина Осипенко. В ходе перелета был установлен женский мировой рекорд дальности полета по прямой, за что все члены экипажа получили звание Героя Советского Союза.

В 1939 г. тридцатилетнюю Валентину Гризодубову назначили начальником Управления международных воздушных линий СССР.

С началом Великой Отечественной войны она, как и многие другие женщины-летчицы, решила пойти на фронт. В марте 1942 г. была назначена командиром 101-го авиационного полка Авиации дальнего действия. Экипажи полка бомбили немецкие эшелоны, скопления техники противника, снабжали продовольствием и боеприпасами действующую армию и партизан. Всего за годы ВОВ Гризодубова лично выполнила более 200 боевых вылетов.

В 1946 году полковник авиации Валентина Степановна Гризодубова была уволена в запас и вернулась в гражданскую авиацию. Она была назначена заместителем начальника 17-го НИИ (Института приборостроения) по летной части. В 1963 году возглавила Научно-исследовательский летно-испытательный центр на аэродроме Солнцево, которым она и руководила на протяжении почти десяти лет. В 1972 г. Валентина Степановна вернулась в Институт приборостроения на должность заместителя начальника по летной части, где проработала до самой смерти в 1993 г.

В мае 2014 года имя Героя Советского Союза Валентины Степановны Гризодубовой было присвоено ГБОУ Школа № 185. Так же в школе открылся Музейный комплекс «История развития авиации в России» и музей В. С. Гризодубовой.


Поделиться в соц. сетях