Архив воспитательных практик

Ткачество — ремесло для каждого

Оригинальная идея проекта

Всем известно, что дерево не растёт без корней. Нельзя создавать будущее, не зная прошлого, не зная истории своего народа. В 2006 году в Центре дополнительного образования детей (ГБОУ города Москвы «Школа № 1236 им. С.В. Милашенкова») педагогом дополнительного образования Марковой Еленой Анатольевной был создан этнографический музей-мастерская «Потомки», где были представлены экспонаты, отражающие быт наших дедов и прадедов. Цель создания музея — познакомить подрастающее поколение с ремесленными умениями наших предков и рассказать о возможностях их применения на практике сегодня.

Ткацкая мастерская в школьном музее – это необычно и оригинально сегодня. Идея создания ткацкой мастерской в стенах музея родилась давно и в течение последних нескольких лет успешно развивается. Ткачество вызывает интерес не только у школьников, но и у старшего поколения. В рамках программы «Московское долголетие» проводятся занятия по обучению ткачеству ее участников.

Маркова Е.А. является автором статей и методических разработок по декоративно-прикладному творчеству и народным ремеслам.

От задумки – до результата

Первый этап. Музеем были разработаны экскурсионные программы, знакомящие школьников с бытом и ремеслами русского народа, и введен экскурсионный абонемент, позволяющий посетить все предложенные программы в течение года в соответствии с графиком их проведения. Экскурсии проводились в формате активного общение с посетителями, с обязательным проведением мастер-классов и чаепитием. Во время посещения экскурсий ребята постепенно проникались уважением к истокам семейных ценностей, ремёсел (мужских и женских).  

Второй этап. Наибольший интерес посетителей был проявлен к такому ремеслу как ткачество. Сначала обучающиеся научились ткать широкую тесьму (ленту), из которой путём сшивания, создавать  интересные аксессуары (чехлы для мобильных телефонов, сумочки, рюкзачки и т.д.). Для создания более сложных изделий было решено приобрести ткацкие настольные станки. Обучение работе на ткацком станке с большим удовольствием прошли не только школьники, но и старшее поколение.

Третий этап. В процессе обучения мастерство учеников постоянно растёт. Создаются интересные коллекции головных уборов, сумок, полноценных костюмов. Работы могут быть выполнены не только индивидуально, но и коллективно. Вещи, созданные учениками, – эксклюзивны. Работы учеников принимают участие в различных выставках, в ежегодных городских и региональных конкурсах и не раз занимали призовые места. 

Четвертый этап. В современных реалиях обучение ткацкому ремеслу не приостановилось и проходит в дистанционном формате. Многие обучающиеся пробрели бёрда для ткачества, а некоторые взрослые ученики — ткацкие станки для работы дома. Остальные отрабатывают навыки ткачества на ткацких рамках (деревянных или картонных). Все желающие получают подробные видеоуроки по обучению ткачеству. Педагог находится постоянно на связи, что позволяет быстро решить возникающие сложности при выполнении урока.

Полезные эффекты от реализации проекта

Во-первых, занятие ткачеством неразрывно связано с мелкой моторикой рук, которая важна не только для выполнения различных повседневных действий, но и для стимуляции развития мозга. Развитие мелкой моторики способствует развитию речи, памяти, внимания. 

Во-вторых, занятия ткачеством дают ощущение радости вдохновения, снимают стрессовое состояние, дают возможность самореализации. Порой важен даже не результат (а он фантастичен), а сам процесс: «я хочу — я смогу – я смог!». 

В-третьих, занятия ткачеством развивают креативное мышление и видение у обучающихся.

В-четвертых, происходит возрождение интереса к народным ремеслам и возвращение к своим истокам, чтобы, зная историю и культуру своего народа идти дальше, привнося что-то свое новое и современное.

Файлы

Публикации Марковой Е.А.docx

Ссылки

https://sch1236sv.mskobr.ru/muzei-shkolyi/potomki

https://cloud.mail.ru/public/L74Y/PdJRaHxfT

 http://zbulvar.ru/wp-content/uploads/2016/04/Zbulvar_14_16.pdf   

http://www.ug.ru/archive/66468


Поделиться в соц. сетях

Мы используем cookie-файлы. С их помощью мы заботимся о Вас, улучшая работу этого сайта

Задать вопрос