Архив воспитательных практик

Туристско-экологический палаточный лагерь “Эко”

Оригинальная идея проекта

Туристско-экологический палаточный лагерь «Эко» проводится с 2003 года ГБОУДО ДТДМ «Неоткрытые острова» силами детско-юношеского туристского клуба «Гадкий утенок»: его педагогов, выпускников, ребят, занимающихся в клубе.

Что же выделяет наш лагерь из не очень большого, но все-таки весомого количества палаточных лагерей?

1) Лагерь проводится по авторской программе, разработанной педагогами турклуба «Гадкий утенок». Огромная помощь в организации лагеря оказывается нашим Дворцом, но вся практическая работа ложится на клуб, начиная с оборудования «дикой» поляны и кончая обеспечением успешного и безопасного проведения «робинзонской» программы. Педагоги и выпускники клуба работают в лагере вожатыми (мы их называем старшими инструкторами), ребята, члены клуба, а также “старожилы лагеря”, тоже становятся инструкторами различных рангов. Мы делаем лагерь вместе – взрослые и ребята, принимающие достойное участие практически во всех этапах работы. Ежегодно этими силами проводится три смены по 13 дней с участием от 70 до 100 ребят в каждую смену.

2) Доверие всегда было и остается важным элементом нашего педагогического кредо. Это не значит, что каждый делает всё, что хочет и когда хочет, но именно «атмосфера свободы» (не просто беспечной свободы, а свободы выбора!) – это то, что привлекает ребят. Научиться грамотно пользоваться возможностью выбора и нести за это ответственность – актуальная задача для современных школьников, юных граждан нашей страны! 

3) Общее дело – еще один важный инструмент. В лагере всё необходимо делать собственными руками –  и палатку поставить, и еду на костре приготовить, и творческое дело к вечернему сбору придумать. И всё это происходит не по приказу , а в тесном сотрудничестве и взаимодействии. 

4) Девиз лагеря: «Жизнь в согласии!» С окружающей природой, людьми и самим собой. 

От задумки – до результата

В 2003 году, когда туристский клуб «Гадкий утенок» уже «разменял третий десяток лет», мы, его педагоги, задумались о том, что нашему коллективу необходимо значимое «полезное дело», приносящее пользу окружающим. Так появилась идея создать собственный лагерь, в котором ребята, не имеющие возможности систематически заниматься туризмом, могли бы окунуться в атмосферу “жизни в природе”, дружбы, сотрудничества и взаимного уважения.

С тех пор в наш лагерь, расположенный на территории национального парка «Валдайский»  в Новгородской области, приезжают ребята от 11 лет, которые приняли решение попробовать 13 дней пожить в палатке, покушать кашу, сваренную на костре, и заменить дискотеки на песни под гитару. Это обычные мальчишки и девчонки, многие из которых, как мы говорим, даже палатку никогда не видели.

Программа лагеря сформировалась в 2004 г.  С тех пор она периодически дорабатывается, но основные события, задающие ее смысл и содержание, остаются неизменными составляющими лагерной смены. 

Первые два дня – это знакомство! Ключевое событие второго дня – игра «Мы вместе!». Целый день группы ребят выполняют хитроумные задания, позволяющие познакомиться и «притереться» друг к другу. К концу второго дня на поляне рождается то неповторимое ощущение единства и взаимной поддержки, задора и доброго юмора.

Далее в течение трех дней основной движущей программой является «Робинзон-тренинг». Ребята осваивают премудрости разжигания костра, сооружения укрытия и многое другое. Данная программа в полной мере позволяет реализовать принцип свободного пространства, когда никто никого не заставляет ничего делать (кроме сугубо бытовых моментов, типа подъема и дежурства по кухне), но при этом всё работает и никто не сидит без дела. Занятия по программе «Робинзон-тренинг» проводят инструктора из числа ребят.

На шестой день поляна лагеря пустеет – начинается главное дело каждой смены – двухдневная Робинзонада (добровольная ссылка на «необитаемый остров», как мы её в шутку называем). Участники сами выбирают себе уровень сложности и объединяются в экипажи. 

На следующий день после возвращения с Робинзонады ребята начинают готовиться к Путешествию. Им предстоит сходить в поход с ночевкой в окрестностях лагеря. Каждый участник может выбрать путешествие себе по вкусу: экскурсионное, а может быть экстремальное или лучше байдарочное – сложный выбор!

После возвращения из похода остается один день. Девиз этого дня: «Сделай то, что не успел сделать за всю смену!»

А еще, конечно, каждый день лагеря наполнен творческими делами, играми, мастер-классами (большинство из которых проводят сами ребята), песнями под гитару у костра и общением с друзьями.

Несмотря на то, что каждая смена проходит по одной и той же программе, все смены неповторимы. Во-первых, потому что смена – это в первую очередь люди, а они всегда разные, а во-вторых, каждый раз можно выбрать что-то новое, что ты еще не пробовал. 

Когда в 2003 г. мы готовили первую смену, многие говорили, что мы сумасшедшие: «Едете на полуостров, окруженный озерами, с толпой незнакомых детей!? У вас там забор-то будет?». Нет, серьезного забора по периметру лагеря у нас так и не появилось, зато появились 5 принципов, на которых мы строим наш лагерь уже 17 лет. Попробуем сформулировать их подробнее.

1. Принцип Гуманизма – уважения любого ребенка и взрослого независимо от его достоинств и заслуг. Механизмами реализации данного принципа являются установленные в нашей практике «презумпция Доверия» и «презумпция Заботы».

2. Принцип Сотрудничества в «общем деле», являющийся основой взаимоотношений в лагере.

3. Принцип Перспективы: в жизни лагеря всегда присутствует перспектива, задающая мотивы и цели общих дел. 

4. Принцип Свободного пространства – свободного выбора участниками видов деятельности, принятия ими самостоятельных решений.

5. Принцип Ритмов жизнедеятельности, предполагающий периодические логичные переходы из того или иного состояния в противоположное в альтернативах: «занят – свободен», «сам – вместе», «шум – тишина».  

Безопасность участников является ключевым моментом в организации палаточного лагеря. Данное направление деятельности находится в центре внимания организаторов и педагогов лагеря. Перечислим здесь основные принципы обеспечения безопасности нашего лагеря, следование которым стало условием успешной работы в течение многих лет.

1. Выполнение требований СанПиН 2.4.4.3048-13
«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству и организации работы детских лагерей палаточного типа», получение санитарно-эпидемиологического заключения Роспотребнадзора и оперативное выполнение его предписаний.

2. Выполнение требований органов УВД по вопросам контртеррористической защищенности лагеря, в результате чего лагерь был оснащен сигнальным ограждением, вневедомственной охраной, системой видеонаблюдения и др.

3. Использование четкой инструкции по безопасности для сотрудников и детей, построенной на принципах:

а) конкретности и понятности;

б) определения условий «как что-то сделать» взамен запретов «этого делать нельзя»;

в) поэтапного дозированного проведения инструктажа ребят разными сотрудниками лагеря (организаторами и педагогами), инструктажа, совмещенного с диалогом и обсуждением.

4. При проведении Робинзонады – создание таких условий, когда, с одной стороны, участники ощущают пребывание на своих “необитаемых островах” автономным, а с другой, осуществляется непрерывный “присмотр” за ними, получение информации об их безопасности. 

Полезные эффекты от реализации проекта

1. Популяризация активного отдыха и здорового образа жизни среди подрастающего поколения. За 17 лет проведено 49 лагерных смен, через которые прошло более 3 000 ребят, получивших навыки обитания в природной среде, самообслуживания и командной работы.

2. Создание важной для многих современных ребят среды взаимоуважения, доверия и сотрудничества, в которой они учатся выстраивать собственную «траекторию движения» с пониманием причинно-следственных связей своего выбора и последующих результатов.

3. Возможность роста и получения навыков реальной работы для активных и целеустремленных ребят. Каждый человек, приехавший в лагерь участником, может впоследствии «вырасти» до инструктора и получить хороший опыт ответственности, работы в команде и реализации самых разных дел. Практически все старшие инструктора лагеря, а это уже более 40 человек, когда-то приехали в лагерь маленькими ребятами… 

Ежегодно перед началом сезона мы проводим инструкторские школы, где каждый член турклуба «Гадкий утенок» или «опытный» участник лагеря может освоить «азы» непростой инструкторской работы, а старшие инструктора совершенствуют свою квалификацию.

4. Опыт и другие ресурсы, возникшие в процессе деятельности лагеря «Эко» используются при проведении других летних лагерей, организуемых ГБОУДО ДТДМ «Неоткрытые острова», а также «Лагерных сборов» Дворца, прошедших в 2018 и 2019 годах. В проведении последних активную роль играли старшие (взрослые) и младшие (ребята) инструктора лагеря «Эко».

 Файлы

!!! – ИНФОРМАЦИЯ О ПРИЛОЖЕНИЯХ.docx

РОБИНЗОН-ТРЕНИНГ учебная книга для участников.pdf

РОБИНЗОН-ТРЕНИНГ методические рекомендации для инструкторов.pdf

Лагерь Эко день за днем.pdf

Видео

Ссылки

Сайт палаточного лагеря “Эко”: http://eko-life.ru

Группа лагеря “Эко” в социальной сети ВКонтакте: https://vk.com/proekt_eco


Поделиться в соц. сетях

Мы используем cookie-файлы. С их помощью мы заботимся о Вас, улучшая работу этого сайта

Задать вопрос