Архив воспитательных практик

Творческий проект “Голос”

Оригинальная идея проекта

Как сказал один французский композитор: “Без музыки жизнь была бы ошибкой”. И чтобы не допустить эту ошибку вот уже более 20 лет мы проводим вокальный конкурс, который сначала назывался “Голоса школы”, потом “Голос”, весной 2020 года он назывался “Голос. Оставайся дома!”. А сейчас – “Голос on -line”.

Немного о принципиальном подходе к самой идее создания конкурса. Главная задача состояла в том, чтобы охватить, как можно больше способных ребят, вовлечь в творческий процесс, и помочь засверкать граням их таланта в условиях обычной общеобразовательной школы. Всем известно, что для поступления в музыкальную школу непременным условием является наличие слуха, вокальных данных, чувства ритма. А в общеобразовательной школе такие требования не выставляются. Но это же совсем не значит, что среди такого огромного количества учеников нет талантливых, артистичных детей со скромными способностями, но с большим желанием раскрыть свои творческие возможности. Те, кто занимаются в музыкальных школах, специальных студиях, в профессиональных творческих сообществах имеют свои концертные площадки для выступлений – это различные конкурсы, песенные фестивали, посвященные разным датам и событиям. Но это подавляющее меньшинство. А дети, которые никогда не учились музыке, но обладают явными музыкальными способностями и душа их поет? Как им быть? Где можно показать свой талант, получить зрительскую любовь, почувствовать энергетику зала? Как им помочь раскрыться, преодолеть стеснение, страх и выйти один на один со зрителем на сцену? Услышать свой голос в микрофон? Увидеть поддержку друзей и одноклассников и в одночасье стать школьной звездочкой? Вот какая была основная изначальная оригинальная идея нашей школьной традиции.  

От задумки – до результата

Самое первое дело, с чего начинается подготовка к вокальному конкурсу, это составление основного Положения. Организаторы обсуждают номинации для каждой возрастной категории, условия для выбора репертуара, критерии оценки и другие требования к конкурсу. На первом этапе подготовки к конкурсу все желающие определяются с репертуаром. Но многих участников приходится выявлять на специальных прослушиваниях. Иногда проявленные способности являются приятной неожиданностью даже для родителей. Далее с каждым участником проводится разбор текстового и музыкального материала для более глубокого понимания песни. Репетициям с микрофоном предшествует большая предварительная работа в музыкальном классе – распевание, упражнения на дыхание, на диапазон, на дикцию. Здесь выявляются недостатки в исполнении-ритмические, интонационные, динамические. Проходит работа над поиском образа в исполнении песни. Как правило, каждая песня оформляется и сопровождается видеорядом для усиления эффекта восприятия слушателем. 

Осенью проводится конкурс для начальной школы, где как раз и происходит первое выявление будущих школьных артистов. Дети начальной школы выступают в номинациях-соло. дуэт, ансамбль. Весной песенный конкурс проводится для средней и старшей школы. Здесь номинации становятся более конкретными. В разные годы бывают разные номинации:

– Номинация “Народная песня” -или признанная народной песней на любом языке;

– Номинация “Танцевальный хит”- это исполнение песни-хита на любом языке, под которую можно танцевать-диско, латино, вальс и современные ритмы;

-Номинация “Достояние республики” – песня советских и российских авторов, признанная хитом;

-Номинация “Альтернатива”, так называемыйй неформат, особенно полюбившийся старшеклассникам-рэп, батл, авторская песня;

-Номинация-песни из кино и мультфильмов. Кстати, песни из голливудских мультфильмов становятся любимыми для многих наших вокалистов и отличаются невероятной сложностью. Далеко не каждый серьезный вокалист может справиться с этой нелегкой задачей, и любимые песни достойно звучат на конкурсе.

По Положению конкурса все песни исполняются под минусовую фонограмму. А образы исполнителей должны соответствовать стилю и содержанию песни! (а не певца). Допускается оформление песни (танцевальное, бэк-вокал). Жюри оценивает конкурсантов достаточно строго. Такими критериями являются:

-вокальное мастерство-это чистота интонации и вокальная культура;

-умение держаться на сцене;

-работа с микрофоном;

-стиль и целостность представленной песни.

По итогам конкурса жюри определяет обладателей титулов “Золотой голос” и “Серебряный голос”. Также жюри определяет и награждает победителей в специальных номинациях. Например:

-“Лучший номер”;

-“Сценическое мастерство”;

-“Симпатии жюри”;

-“Приз зрительских симпатий”;

-“Дебют”;

-“Надежда”;

-“Лучший ансамбль”;

-“Лучший дуэт”;

-“Оригинальность исполнения” и т.д.

Никто не остается без внимания жюри. Каждый для себя уже стал победителем в преодолении своих сомнений. Сегодня мы все находимся в необычной ситуации, в режиме ограничений. Конечно, ничто не заменит сценические репетиции, ни с чем не сравнимое чувство достижения результата прямо здесь и сейчас, на нашей школьной сцене, церемонии награждения. Это всегда большая радость!

И, все-таки, мы не отступили от любимых традиций и провели конкурс “Голос.Оставайся дома!”. А желание участников быть услышанными -сильнее любых обстоятельств!

Например, в 2020 году весной, в условиях самоизоляции, по условиям конкурса участники представили песни в 2 номинациях:

1. “Песня, посвященная 75-летию Великой Победы”- о войне, песня времен войны, из фильмов о войне.

2. “Любимая песня”-на иностранном языке, из фильмов, исполнение под собственный аккомпанемент, песни известных групп.

При таких обстоятельствах на помощь пришли новые технологии. 21 и 22 апреля на школьном сайте прошла процедура онлайн-голосования и работа компетентного жюри. Многие проявили полную самостоятельность в творческом процессе. Придумывали репертуар, образ, искали фонограммы, репетировали и неоднократно снимали. Словом, все то, что приходилось делать нам с детьми при подготовке к конкурсному концерту. Это была совершенно самостоятельная домашняя работа. Надо сказать, что у ребят это отлично получилось.    

Полезные эффекты от реализации проекта

На протяжении всех этих лет конкурс пользуется большой популярностью среди школьников, их родителей, учителей и сотрудников школы. Это всегда настоящий праздник, фейерверк талантов, которые никогда не иссякают. Трудно переоценить полученный импульс к развитию творческих способностей, который ребенок получает в нашей школе с первых дней. Ребята, которые, благодаря конкурсу, смогли осуществить свою мечту, становятся увереннее в жизни, не боятся преодолевать встречающиеся в школьной жизни барьеры. Они понимают, что любой успех достигается большим трудом, усердием и настойчивостью. Это немало для воспитания подрастающего поколения. А какой личностный рост происходит с ребятами! Развиваются такие качества, как коммуникабельность, трудолюбие, стремление к успеху через преодоление трудностей, настойчивость. Естественно, творческая составляющая играет главную роль в развитии обучающихся-участников конкурса. Они действительно становятся настоящими звездочками и стремятся снова и снова выступать на школьной сцене в различных мероприятиях. За годы проведения традиционного школьного конкурса “Голос” было охвачено несколько сотен исполнителей, а благодарных слушателей не сосчитать! Нам известны также факты, когда по окончании школы некоторые выпускники поступают на вокальные отделения музыкальных колледжей и посвящают свою жизнь музыке и творчеству, сделав это основной профессией.

Ссылки

https://www.facebook.com/100013850798519/posts/888388334966185/?d=n    “Голос.Оставайся дома”


Поделиться в соц. сетях

Мы используем cookie-файлы. С их помощью мы заботимся о Вас, улучшая работу этого сайта

Задать вопрос