Архив воспитательных практик

«Творим историю своими руками»

Оригинальная идея проекта

«Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости». Эти слова А.С. Пушкина определяют суть гражданско-патриотического воспитания в нашей школе.  Помочь протянуть ниточку из прошлого в настоящее, сохранить и передать накопленное веками духовное богатство помогают школьные музеи. В нашем комплексе их шесть, и каждый из них играет свою роль в воспитании юных патриотов.

Краеведческий музей «Моё Отечество» считает невозможным воспитание юного гражданина без его активного, осознанного участия в социальной деятельности. Именно деятельностный подход позволяет раскрыть творческий потенциал ребёнка,  пробудить в нём чувства, эмоции и  прочувствовать гордость за своих предков, свой край и его многовековую историю. 

Часто можно услышать фразы: «Будущее – в наших руках», «Без прошлого нет будущего». Наш музей даёт ребёнку возможность в буквальном смысле подержать прошлое в руках, ведь в каждом экспонате хранится не только история нашего края, но и энергетическая память предков. 

А для того, чтобы связать историю с современностью,  мы строим деятельность краеведческого музея на основе практико-ориентированных проектов. Их конечным продуктом является экспонат (макет), созданный руками детей. 

От задумки – до результата

Любой проект начинается с любопытства и вопросов ребёнка. Каждый  вопрос требует ответа. Можно просто ответить, и ребёнок будет доволен. А можно дать возможность самому найти ответ, глубоко вникнув в тему через созидательную деятельность. Так происходит с макетами, которые ребята мастерят «всем миром».

Вот уже шестой год актив музея участвует в общественном патронате, ухаживая за памятником «Военному инструктору с собакой» в Терлецком парке и захоронениями ветеранов Центральной военно-технической школы дрессировщиков на Перовском кладбище. Тогда появились первые вопросы: кому памятник? почему  именно здесь? как он создавался? Совместно с Советом ветеранов Школы собаководства актив музея провёл несколько Уроков Мужества прямо у памятника: ребята прошли по парку и посмотрели, где в годы войны находился полигон, тир, где располагалось командование. Участники совета ветеранов рассказали ребятам то, о чём не прочтёшь ни в одном учебнике. Они пришли в класс и поделились опытом воспитания и дрессировки четвероногих питомцев. Это вызвало ещё больший интерес к подвигу собак в годы войны. На одной из встреч ребятам рассказали о сражении под селом Рогачёво под Москвой 29 ноября 1941 г., где из 30 уничтоженных фашистских танков 12 было подбито собаками. Так появилась идея создать макет, на котором можно показать фрагмент этого боя и различные виды служебных собак.  Найти информацию о событиях того дня  помогли книжные источники и различные поисковые сайты в интернете, пользоваться которыми ребята учились на занятиях военно-патриотического клуба «Преемник». 

На занятиях объединения дополнительного образования «Музейное дело» ребята познакомились с азами моделирования и собрали необходимые для этого материалы. Модели танков и солдатиков купили, но раскрашивали их вручную, изучая брошюры рекламного буклета Танкового музея в Кубинке и несколько картин, которые хранятся у нас в музее. Собак лепили сами. При создании макета использовался песок, привезённый из городов-героев, вместе с кусочками металла, оставшегося с войны. Любой ученик во время перемены или после уроков мог зайти в музей и поучаствовать в создании макета – скрутить «колючую проволоку», слепить животных, смастерить избу, забор, поленницу. После уроков к ребятам присоединялись родители и члены поискового отряда «Катюша». При этом постоянно шёл разговор о событиях военного времени, о собаках-героях. Обсуждались и вопросы нравственного характера – например, насколько гуманно было посылать животных на верную гибель. И в неформальной беседе дети раскрывались порой с такой стороны, что оставалось только удивляться их недетской мудрости и радоваться, что все наши акции и встречи не прошли даром, а заложили основы того, что называется «патриотизмом». Но самым ответственным этапом стала презентация макета ветеранам школы собаководства и военным кинологам Управления «А» ЦСН ФСБ России. Макет получил не только  одобрение, но и продолжение в виде рассказа, сюжет которого потом тоже изобразили на макете. 

И тут же последовал следующий вопрос: «А что мы будем мастерить дальше?». Ответ родился сам – показать на макете, где находилась Школа собаководства до 1960 г., до её перевода в г. Дмитров. А потом стали думать масштабнее – а как выглядел район Новогиреево в это время, до начала массовой застройки? Ведь это был уникальный благоустроенный пригородный посёлок, основанный А.И. Торлецким в конце XIX в. и до сих пор сохранивший свою планировку. Тем более что впереди были две даты – 95-летие школы и 60-летие её нового здания.

Мы начали с изучения карты района середины 50-х гг. ХХ в. Стало понятно, что важна не столько архитектура зданий, сколько истории людей, живших в них. Этот материал в музее собран в большом количестве: адреса учеников и учителей, фотографии того времени, воспоминания старожилов района и другие  источники. Затем мы определили границы района, который необходимо отобразить на макете. Было принято решение остановиться на границах района начала ХХ века. Поэтому мы включили в список обязательных такие объекты как усадьба Торлецких, где располагалась Центральная военно-техническая школа дрессировщиков Красной Армии, Кусковский химический завод, стадион «Химик», школы №6 и №7, трамвайную линию.

Разметку улиц сделали с помощью карты, для нанесения рельефа использовали специальные материалы для моделирования. Дома вырезали в виде кубиков и параллелепипедов двух цветов: коричневые – деревянные дома, красные – кирпичные. Отчётливые очертания приобрели лишь несколько строений: главный дом усадьбы Торлецких, церковь Спаса Нерукотворного Образа, три школьных здания и один из корпусов химзавода.

В марте, когда появилась информация о возможном переходе на дистанционное обучение, макет заканчивали все, кто в этот момент находился в школе: ученики с 5-го по 11-й класс, учителя. Даже последние участники Олимпиады «Музеи. Парки. Усадьбы» в виде бонуса имели возможность покрасить и поставить «по адресу» дом. В результате, к моменту выхода на дистант макет был готов. Началось обобщение исторического материала и  подготовка экскурсии, ведь работа над историей района шла параллельно с работой над макетом. По каждому проспекту района, с 1-го по 13-й, в отдельные файлы были собраны фото, воспоминания и другие архивные материалы, которые потом обрабатывались на занятиях в дистанционном режиме.

Таким образом, к началу нового учебного 2020–2021 г. юные посетители музея могли отыскать на макете место, где стоит их дом, школа и узнать, что там было в начале ХХ века, в годы войны и в середине 50-х годов. А редкие взрослые посетители с радостью находили свой дом, рассказывали о семье, соседях, внося свой вклад в написание истории района. 

Осталось завершить работу созданием интерактивной экскурсии с использованием макета, и тогда мы сможем с гордостью сказать, что написали ещё одну страницу в летописи Новогиреева.

Полезные эффекты от реализации проекта

В ходе работы обучающихся над практико-ориентированными проектами (макетами) достигнуты следующие результаты:

·        значительно расширился краеведческий кругозор учащихся;

·        сформировались такие качества как гордость за свою Малую Родину, уважение к её историческому прошлому и желание сохранить его для потомков средствами школьного музея;

·        раскрылся  творческий потенциал учащихся, развилось пространственное мышление, навыки работы с различными материалами, что проявляется в этом учебном году при работе над новым проектом «Новогодние посиделки в Мастерской Деда Мороза;

·        работа в группах (постоянных, смешанных, разновозрастных) создала в музее особую атмосферу, способствующую формированию детского коллектива со своими традициями; 

·        накопленный в ходе работы материал использован в работе над городским проектом «Мой район в годы войны», а также для участия в следующих конкурсах: 

«Школьный музей: новые возможности», направление «Музейные впечатления», 2019 г., победители

«Школьный музей: новые возможности», направление «Музейное волонтёрство», 2019 г., победители

V Всероссийский конкурс творческих работ «Поиск. Находки. Открытия», номинация «Поисковое движение в XXI веке, 2019 г., поощрительный приз

Московский городской конкурс исследовательских краеведческих работ «Отечество», номинация «Военная история. Поиск», 2020 г. (в стадии проверки).

Файлы

«Лучший городской музей, комнатау, голок памяти Великой Отечественной войны».pptx

«Музейные впечатления».pptx


Поделиться в соц. сетях

Мы используем cookie-файлы. С их помощью мы заботимся о Вас, улучшая работу этого сайта

Задать вопрос