Архив воспитательных практик

«Учащиеся-экскурсоводы в школьных музеях и в социокультурном пространстве города Москвы»

Оригинальная идея проекта

    Проект нацелен на развитие в учащихся навыков проведения экскурсий на основе экспозиций школьных музеев ГБОУ Школы № 1222 имени Маршала Советского Союза И.Х. Баграмяна, а также на основе освоения социокультурных ресурсов Москвы. Реализация проекта послужит воспитанию и развитию  в учащихся таких знаний, умений и навыков как:

1) овладение корпусом знаний по тематике проведения экскурсий — исторических, военно-исторических, краеведческих;

 2) овладение профессиональными навыками гида-экскурсовода, что в условиях мегаполиса с огромным культурным наследием является чрезвычайно важным для развития подрастающего поколения;

3) овладение навыками и умениями свободной и развитой коммуникации, свободного владения устной речью, расширения лексического запаса;

 4) развитие коммуникативных навыков в целом, навыков общения с большими группами людей, таким образом — навыков социализации в пространстве постоянного меняющегося социума;

5) воспитание навыков взаимодействия и взаимопомощи учащихся в процессе групповой работы в группе экскурсоводов;

6) развитие умений гармонического сочетания индивидуальной работы и индивидуальной ответственности за порученное дело со слаженной работой в команде экскурсоводов, навыков совместно-распределённой деятельности.

       Проект, таким образом, в конечном плане нацелен на профильную и предпрофессиональную подготовку учащихся, даёт им возможность в большой мере овладеть основами востребованной профессии в Москве — туристическом центре России— профессии гида-экскурсовода. В этом и состоит оригинальная идея нашего проекта: сочетание воспитательных и развивающих практик с предпрофессиональной подготовкой обучающихся.

От задумки – до результата

Основные этапы реализации проекта «Учащиеся-экскурсоводы в школьных музеях и в социокультурном пространстве  города Москвы»:

1)    1-й этап: 2018 – 2019 учебный год – определение группы учащихся-экскурсоводов для участия в проекте: подбор учащихся кадетских классов с целью соединения познавательной (исторической, военно-исторической, краеведческой) компоненты с компонентой гражданско-патриотического и военно-патриотического воспитания, а также с компонентой социализации и духовно-нравственного развития. Причем все три компоненты результатируются в предпрофессиональную подготовку в рамках лекционной экскурсоводческой деятельности.

2)    2-й этап: 2018 – 2019 учебный год – определение объектов для проведения экскурсий как в пространстве образовательной среды учащихся (школьные музеи школы № 1222), так и в социокультурном пространстве города Москвы (объекты культурного наследия, памятные и значимые места в Москве, имеющие отношение к воспитательным и образовательным программам, реализующимся в ГБОУ Школе № 1222 – такие как памятные места, связанные с именем Маршала Советского Союза И.Х. Баграмяна, в честь кого названа школа № 1222).

3)    3-й этап: 2018 – 2019 учебный год – разработка плана и текста экскурсий, проведение экскурсионных «репетиций» как в школьных музеях (особенно – в Мемориальном музее И.Х. Баграмяна школы № 1222), так и на социокультурных объектах Москвы; отработка навыков индивидуальной, групповой и совместно-распределенной деятельности учащихся-экскурсоводов «на местности».

4)    4-й этап: 2018 – 2019 учебный год – проведение экскурсий по памятным местам Москвы, связанным с именем маршала И.Х. Баграмяна в рамках программ «Лучшая экскурсионная программа» и «Лучший гид-экскурсовод» фестиваля «Кадетская звездочка».

5)    5-й этап – 2019 – 2020 учебный год – дополнение и коррекция экскурсионных практик с учетом полученного опыта, обновление состава группы учащихся-экскурсоводов, пополнение группы учащимися кадетских классов (7 и 8 классы), разработка экскурсионных программ для проведения экскурсий по школьным музеям в рамках вновь созданного школьного музейного комплекса «Исторический кругозор». Школы № 1222.

6)    6-й этап – 2019 – 2020 учебный год – разработка вариативных тем и типов экскурсий для разных категорий экскурсантов (для дошкольников, школьников младших и старших классов, педагогов и родителей, ветеранов войны и труда); проведение экскурсий для различных категорий экскурсантов.

7)    7-й этап – 2019 – 2020 учебный год – разработка и проведение экскурсии «Москва литературная. Писатели-фронтовики в Москве», приуроченной к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне.

8)    8-й этап – 2019 – 2020 учебный год и 2020 – 2021 учебный год — представление результатов проекта «Учащиеся-экскурсоводы в школе» на различных публичных площадках – как в онлайн-режиме (публикации на официальном интернет-сайте школы № 1222, в социальных сетях и в открытом интернет-пространстве), так и в очном режиме – выступления в рамках фестивалей и конкурсов проектных и творческих работ обучающихся.

9)    9-й этап — 2020 — 2021 учебный год — поиск и разработка новых форм экскурсионной работы с учётом текущей социальной ситуации; применение дистанционных технологий в экскурсионной работе: разработка и размещение в открытом интернет-пространстве аудио- и видеоэкскурсий по экскурсионным программа, разработка и публикация виртуальных экскурсий по музейному комплексу школы № 1222.

Полезные эффекты от реализации проекта

Реализация проекта «Учащиеся-экскурсоводы в школьных музеях и в социокультурном пространстве  города Москвы» может привести к следующим результатом и вызвать следующие полезные эффекты:

1. Воспитание чувства взрослости в обучающихся, сознания ответственности за порученное дело, умения работать на перспективу.

2. Развитие у учащихся коммуникативных навыков, умения свободно общаться, владения грамотной, лексически богатой речью, что особенно важно в современном социуме, в котором сужаются возможности непосредственного личностного общения. Развитие умения самостоятельного поиска и отбора информации.

3. Воспитание у учащихся таких личностных качеств, как творческий подход к делу, инициативности и прилежания в реализации задуманного.

4. Развитие в учащихся качеств командной работы, слаженной работы в рамках совместно-распределённой деятельности.

5. Воспитания в учащихся сознания высокого духовно-нравственного значения выполняемой работы, связанной с пропагандой значимого исторического прошлого Отечества, идей патриотизма и служения Отечеству и народу.

6. Расширение исторического кругозора обучающихся, их познаний по тематике экскурсионных программ; повышение их культурно-образовательного уровня.

7. Развитие навыков командной работы учащихся и педагогов-наставников, интенсификации творческого содружества учителей и учеников в процессе реализации проекта.

8. Развитие умений и навыков свободного ориентирования в информационном онлайн-пространстве как педагогов, так и учащихся,  плодотворного взаимодействия в этом пространстве.

9. Развитие (особенно у педагогов более старшего поколения) умений и навыков по реализации медийно-технологической компоненты проекта, то есть, проще говоря — навыков работы в онлайн-пространстве и создания технически современных продуктов своей деятельности, таких как видео- и фотопрезентации, медиафайлы, интернет-страницы. Повышение медийной, компьютерной, сетевой и информационно-технологической грамотности как педагогов, так и обучающихся.

Ссылки

1.   Экскурсия кадет «Москва литературная»:

https://www.facebook.com/sch1222uv;

2.   Учащиеся-экскурсоводы музейного комплекса (фотопрезентация):

https://sch1222uv.mskobr.ru/files/Muzei/4Deyatelnost%20%202019%20-%202020%20%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D0%BE%D0%BC%20%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D1%83_compressed.pdf

3.   Проект «Учащиеся-экскурсоводы в школьных музеях и по городу Москве» (презентация):

https://sch1222uv.mskobr.ru/files/Muzei/Prezentacia_ekskurs.pdf


Поделиться в соц. сетях

Мы используем cookie-файлы. С их помощью мы заботимся о Вас, улучшая работу этого сайта

Задать вопрос