Архив воспитательных практик

«Умелый класс» в московской школе

Оригинальная идея проекта

В системе образования остро стоят вопросы выбора форм и методов разноуровневой профилактики социальных рисков детства, к которым относятся ранние проявления проблемного, девиантного, поведения детей, а также разворачивающихся в юридически значимом контексте ситуации.

В России и других странах существует множество различных подходов, политик, программ, практик, технологий, проектов, эффективность которых не очевидна, не доказана или доказана, но мало известна практикам, нуждающимся в подобной информации. Многие методы, технологии, практики профилактики рисков агрессивного и противоправного поведения несовершеннолетних, признаваемые эффективными лишь по совокупности внешне наблюдаемых, феноменологических результатов, результатов количественного мониторинга, не исследуются на предмет воздействия на психологические, психосоциальные, поведенческие паттерны и социальные отношения участников образовательных отношений. Подбор профилактических методов часто происходит без предварительной оценки их применимости, соответствия возможностям и компетенциям специалистов, учета особенностей взаимоотношений между субъектами образовательных отношений. Перед практиками и не ставятся задачи исследования, что и каким образом работает в методиках и программах, это задача научных и методических структур системы образования.

Авторами данного проекта предпринята попытка объединить практические задачи системы образования в области ранней профилактики девиантного поведения с задачами научного обоснования выбора профилактических методов и оценки их эффективности. Таким образом, в дальнейшей перспективе предполагается уменьшение поведенческих проблем в средней и старшей школе, проявления девиантного и делинквентного поведения в подростковом возрасте, «правильная» линия социализации учащихся, посредством позитивного мышления к собственным недостаткам и проблемам. 

От задумки – до результата

Проект «Умелый класс» – обучающая игра, созданная для начальной школы. Проект рассчитан на улучшение успеваемости и атмосферы в классе, обучение социальным навыкам и укрепление психического здоровья детей. 

Проект предполагает 2 этапа. Для начала реализации проекта класс должен получить разрешение от руководителя школы, чтобы дети увидели заинтересованность и важность проекта для администрации школы. После того, как руководитель дал свое согласие, класс может приступить к первому этапу. Первый этап длится 2-3 недели, в течение которых ученики совместно изучают один из шести основных школьных навыков, который выбирают самостоятельно, посредством голосования.

6 навыков, которые дети могут выбрать:

1. Мы умеем собирать школьный портфель/рюкзак;

2. Мы умеем полностью выполнять домашнее задание:

3. Мы помним, что перед ответом всегда нужно поднимать руку;

4. Мы умеем слушать указания учителя;

5. Мы сами умеем разрешать споры;

6. Мы умеем держать себя в руках.

 После успешного завершения этапа класс может подать заявку на переход ко второму этапу. 

На втором этапе ученики также изучают навыки, но на этот раз каждый ученик сосредоточен на изучении одного определенного навыка, который он выбрал из списка 22 навыков «Умелого класса», например, такие:

1. Я умею ждать своей очереди;

2. Я умею слушать других, не перебивая;

3. Я умею помогать другим;

4. Я умею принимать проигрыш в игре и др.

Остальные активно помогают друг другу в группах поддержки. 

Когда второй этап завершен, учитель и ученики согласны с тем, что ученикам удалось освоить навыки или добиться значительных успехов, класс может подать заявку для получения награды «Умелый класс». Награда будет вручена классу лично директором школы на специально организованном мероприятии по случаю проекта.

Подробно с каждым этапом проекта можно ознакомиться в книге Бена Фурмана «Навыки ребенка в действии».

Таким образом, мы видим, что проектом кардинально меняется подход к ситуативным и поведенческим трудностям детей, путем реализации творческого и позитивного подхода к обучению.

Проект предполагает внедрение программы ранней профилактики девиантного поведения, ориентированных на формирование социальных навыков и принятие социальных норм у старших дошкольников и учащихся начальных классов. Работа проходит по финской методике “Skilful Class” (Умелый класс), основанная на авторском методе Б.Фурмана Kid’sSkills, реализующем творческий и позитивный подход к обучению детей, преодолевающих эмоциональные и поведенческие трудности.

Таким образом, основной целью проекта выступает внедрение программы ранней профилактики девиантного поведения, ориентированная на формирование социальных навыков и принятие социальных норм у старших дошкольников и учащихся начальных классов. 

Проект решает следующие задачи:

— организация обучения сотрудников методики Бена Фурмана KidSkills до начала работы в проекте;

— обеспечение просвещенности о проекте среди родительской общественности для включения в сотрудничество;

— проведение психологической диагностики на входе и выходе из проекта классов или групп;

— работа в рамках проекта, обязательная рефлексия на всех стадия проекта;

— подведение итогов над проектом, составление отчетности, с использованием полученных результатов диагностики.

Предлагается проведение массовой рекламации проекта для всех школ московской системы образования, в период 2020-2021 уч.г., с обязательным включение сотрудников школьных социальных психолого-педагогических служб, учителей начальных школ и воспитателей дошкольных учреждений. Предполагается включение проекта в городской конкурс Московского центра развития кадрового потенциала образования «Взаимообучение московских школ».

Полезные эффекты от реализации проекта

Проект «Умелый класс» стартовал 27 марта 2019 года во 2 «В» классе 324 школы, где обучается 26 человек.

Первый этап длился с 27 марта по 10 апреля 2019 года. На данном этапе нам удалось выявить, что больше всего на данный момент времени дети нуждаются в изучении базового навыка «Мы можем сами решить наш спор». Стоит отметить, что дети привыкли решать конфликтные ситуации либо обращаясь к взрослому, либо тихонько ругаясь друг с другом, держа потом в себе обиду. Ребятам очень понравилась самостоятельность, предоставленная проектом. После того, как они сами выбрали ключевые слова и символы, они учились преодолевать конфликты с их помощью. Не обошлось без поддержки наставников (классного руководителя и социального педагога), напоминающих детям, что командам нужно помогать друг другу. Эффект получался такой, что от обиды и негодования они начинали смеяться, переходя от негативных эмоций к позитивным. Тогда обучение навыку стало вызывать у детей радостный настрой. 

Второй этап длился с 11 апреля по 21 мая. Каждый ученик смог выбрать свой навык, над которым ему хотелось бы работать, и придумал, что поможет ему/ей в реализации навыка. Стоит отметить, что проводилось это по командам. 

22 мая состоялся большой праздник по случаю завершения проекта Умелый класс. На празднике дети волновались больше обычного. Для ребят было очень важно и очень волнительно рассказывать о своих достижениях. Некоторые боялись выступать перед другими, тогда мы разрешали взять кого-то с собой для поддержки (многие с удовольствием вызывались и просили выбрать именно их!).

Мы видим, что изменилось отношение к родным и близким у некоторых ребят, которые искали поддержки дома, видны серьезные изменения во взаимоотношениях в классе. Развилось умение дифференцированно оценить себя и свои возможность. Ребята учились искать позитивное вокруг себя, отношение к негативному – это решалось коллективом, не осуждая, а находя общий выход из ситуации.

Файлы

Умелый класс в московской школе.docx

Видео

Ссылки

https://sch324.mskobr.ru/info_add/proekt_umelyj_klass/


Поделиться в соц. сетях

Мы используем cookie-файлы. С их помощью мы заботимся о Вас, улучшая работу этого сайта

Задать вопрос