Архив воспитательных практик

Урок в музее «Наука побеждать»

Оригинальная идея проекта

В каждой школе есть портреты выдающихся людей России. Портреты Александра Невского, Александра Суворова, Фёдора Ушакова, Георгия Жукова и Александра Покрышкина разместились в нашем музее «Защитник Отечества». Более удачного решения быть не могло! Вся история защиты Отечества от врагов со времён Александра Невского до наших дней оказались на одной линии. То, что это самые известные защитники России, знают даже дети, не вникая в биографии и описание подвигов.

Этот интерактивный урок не только познакомит учащихся с полководцами, но и покажет, как бережно хранится память о них в настоящее время. Определит уникальность каждого из них. Обратит внимание ребят на то, что времена меняются, а отношение к подвигу, храбрости, честности, любви к Родине остаются незыблемыми.

Так как этот урок предполагалось проводить конкретно в музее, решили, что будут команды, которые получат названия в соответствии с именами героев: в честь А.В. Суворова – «Суворовцы», в честь Ф.Ф. Ушакова – «Ушаковцы», в честь А. Невского – «Русичи», а в честь Г.К. Жукова – «Герои». 

Музейные уроки способствуют решению воспитательных и образовательных задач патриотической направлености, имеют возможность учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, личностно-ориентированный характер деятельности и педагогическую целесообразность. Этот урок разрабатывался для учащихся 4 классов, но может быть использован и в 5-6-х.

От задумки – до результата

Сначала, как положено в музее, юные экскурсоводы проведут экскурсию по «Галерее портретов военачальников» в присутствии Богини Клио, богини истории, роль которой поручается кому-то из актива музея.

После экскурсии по портретной галерее, на примерах жизни и деятельности полководцев ребята рассуждают о том, какие качества необходимы человеку, чтобы побеждать. Далее они проведут некоторые исследования, используя дополнительный материал. В работе будут использовать Рабочие листы и Технологическую карту.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Место проведения: музей «Защитник Отечества»

Форма проведения урока: групповая работа с элементами исследования.

Изучаемые элементы:  

– портреты полководцев;

– биографии А. Невского, А. Суворова, Ф. Ушакова, Г. Жукова;

– подборка иллюстраций: 

изображение полководцев художниками и скульпторами, перечень битв, картины сражений, награды, памятники;

– «лента времени», карточки с обозначением века.

Задачи: 

– познакомить с полководцами разных эпох; 

– учить размещать на ленте времени даты, отличать друг от друга эпохи российской истории, 

– учить оценивать поступки героев и давать им характеристики;

– знать исторические события;

– воспитывать гордость за победы предков.

Для проведения урока необходимо подготовить: 

– Рабочие листы для каждого;

– Технологические карты для команд; 

– краткая биография полководцев для юных экскурсоводов;

– карточки, на которых перечислены качества человека; 

– кейсы с заданиями для учащихся «Письмо А.В. Суворова»;

– «Крылатые выражения» А.В. Суворова, ставшие пословицами.

Создание проблемной ситуации:

– Зачем человек создал музеи? Что хочет сохранить для потомков? Часто, приходя в музей, мы об этом не задумываемся. Просто ходим и смотрим на стенды и витрины. Но ведь каждый предмет, картина, карта – это история, легенда, которую они могут рассказать. Музей хранит их и наше прошлое. Считается, что тот, кто не знает своего прошлого, не может быть уверен в своём будущем. Чему же история может нас научить?

Ход урока.

1 этап.  Обучающиеся определяют тему урока. Вопрос от Богини Клио: 

– Мы находимся с вами в музее Защитника Отечества. Своеобразная лента времени соединяет здесь различные события, предметы, биографии людей. Всё находится в какой-то временной зависимости друг от друга.

Найдите предметы, которые расположены в музее в хронологической последовательности.

(Это портретная галерея выдающихся военачальников: Александр Невский, Александр Суворов, Фёдор Ушаков, Георгий Жуков, Александр Покрышкин. В галерее выставлено 5 портретов, но работа на этом уроке планируется по четырём)

– Что объединяет все эти личности? (Умение побеждать, они победители)

Тема нашего урока: «Наука побеждать». 

– Мы будем говорить о полководцах, которые изображены на портретах, об их умении приводить к победе вверенные им войска. 

2 этап. Практическая работа. Экскурсия по портретной галерее.

Обучающиеся делятся на команды, каждый член которой получает Рабочий лист и готовится записывать информацию, которую услышит из выступления экскурсовода, по всем героям. 

Экскурсоводы рассказывают о каждом полководце. 

Ребята делают пометки в своих Рабочих листах и отвечают на вопросы: 

– в каком веке жил герой?

– как прославил своё имя?

– какими качествами обладал?

– что оставил потомкам в наследие?

Под руководством учителя обобщают результаты своего исследования, формулируют и корректируют общие выводы. 

3 этап. Командная работа. Заполнение Технологической карты.

Предлагается дать ответы на вопросы по одному герою, имя которого команда получает по жеребьёвке. 

Выдаётся подставка с именем полководца и Технологическая карта, которую надо заполнить только на своего героя, но более подробно.

Для подготовки наиболее полного и правильного ответа, для определения времени, когда жил человек, перечисления побед, которые одержал, предлагается изучить картины сражений, рассмотреть памятники и ордена, разрешается использовать дополнительный материал Богини Клио. 

4 этап. Защита ИМЕНИ героя.

Команда, используя Технологическую карту, в полном составе демонстрирует материалы, которыми пользовалась и рассказывает о полководце, чьё имя присвоено ей.

5 этап. Работа с кейсами. Каждая команда получает часть письма А.В. Суворова сыну своего друга. Нужно дать комментарий по письму-наставлению и ответить на предложенные вопросы.

6 этап. Игра «Собери крылатое выражение». Задание от Богини Клио:

– Есть пословицы, которые знают многие, но никто не может назвать автора, а есть «крылатые выражения», которые произнёс какой-то человек, оно запомнилось и стало пословицей. Те фразы, которые вы сейчас будете собирать, принадлежат великому полководцу Александру Васильевичу Суворову. Посмотрим, кто сделает это быстро и правильно.

7 этап. Подведение итогов работы. Осуществляется рефлексия. 

Беседа о влиянии событий, в которых участвовали исторические персонажи на будущие поколения и на нас:

– Какие чувства испытали вы, когда рассказывали о вашем герое?

– Какова его роль в истории нашей Родины?

– Какие изменения произошли благодаря их заслугам?

– В чём заключалась Наука побеждать каждого и всех вместе?

– Как оценили заслуги героя последующие поколения?  

– Где в музее этому найдётся подтверждение? 

Обучающиеся проводят самооценку и оценку работы каждого участника группы. 

– Кто сегодня был наиболее полезен в команде?

– Какая команда действовала более организованно? 

– Как изменились вы сегодня на уроке? 

– Что для вас стало понятным и важным?

Проводится внешняя оценка работы групп.

Полезные эффекты от реализации проекта

Проведение урока в музее повышает интерес учащихся к историческим личностям, знакомит с полководцами разных эпох, показывает связь событий во времени, учит отличать друг от друга эпохи российской истории.

Работа в команде способствует воспитанию коммуникативности, установлению деловых или дружеских контактов на основе общих интересов, связанных с тематикой музея, содержанием его коллекций, учит оценивать поступки героев и давать им характеристики.

Воспитывает гордость за победы предков, у которых защита Отечества всегда была главной заботой. Знакомит с орденами, названными именами героев-полководцев, памятниками, поставленными благодарными потомками.

Эти уроки очень нравятся учащимся. Они проходят с большой пользой для духовного и патриотического воспитания.

Файлы

Дополнительный материал. Карточки..doc

Кейсы. Письмо, или военное наставление Суворова.doc

Краткая биография героев для экскурсоводов.doc

Рабочий лист члена команды и Технологическая карта.doc

Экскурсия по музею. Портретная галерея.ppt

Ссылки

Патриотический урок «Наука побеждать» для учащихся школы № 2100

https://sch1125s.mskobr.ru/edu-news/5005

Урок “Наука побеждать” в честь 75-летия Победы в битве под Москвой и к 120-летию Маршала Г. Жукова

https://sch1125s.mskobr.ru/edu-news/2815


Поделиться в соц. сетях

Мы используем cookie-файлы. С их помощью мы заботимся о Вас, улучшая работу этого сайта

Задать вопрос