Архив воспитательных практик

В ожидании Рождества

Оригинальная идея проекта

Признаками современности уже признанно называют крайний динамизм, изменение ценностных ориентаций общества. Возросшие изменения происходят во всех сферах жизни общества, семья этим изменениям подвержена в первую очередь: разобщенность интересов, разрушение традиций, нехватка времени на совместное времяпровождение. В связи с этим хочется отметить, что, живя в эпоху потребления, мы разучились делать друг другу подарки собственными руками. Взрослые могут купить подарок, а что же делать ребенку? На нашем проекте каждый за время подготовки и проведения фестиваля изготавливает подарки на Рождество для всех своих родных.

  Проект «В ожидании Рождества» стал той частью деятельности школы, которая вовлекает учеников, их родителей и сотрудников школы в совместное проживание подготовки к Рождеству. Это время активного творческого процесса, воплощения креативных идей, освоения новых профессиональных навыков и взрослыми, и детьми. Но есть и еще одно важное обстоятельство для ребят средних и старших классов: они разрабатывают свою идею в рамках общей концепции фестиваля, воплощают ее и получают от гостей улыбки, теплые слова благодарности и совместное переживание подготовки к Рождеству.

проект «В ожидании Рождества развивается уже на протяжении 25 лет. Сегодня это целостная система, в которой принимают участие семьи учеников с 1 по 11 класс. Система учитывает возрастные особенности учащихся и объединяет школу в единый социальный организм.

От задумки – до результата

Идея совместной подготовки к Рождеству возникла в 1996 году. И уже в декабре в школе прошли первые рождественские посиделки, организованные учителем немецкого языка   Оксаной Васильевной Каплиной и классным руководителем 5 класса Сергеем Александровичем Ловягиным. Пятиклассники пригласили на праздник родителей и учителей, сделали подарки своими руками. На следующий год в проект включилась вся школа. 

Проект состоит из трех этапов.

1 этап. Подготовка замысла.

Обсуждение темы мастерских, кукольных спектаклей, посиделок.

Коллективное родительское или ученическое сотворение замысла. 

Степень участия родителей в проекте зависит от возраста учеников, но с 1-11 класс семья – активный участник всех этапов подготовки и проведения фестиваля.

Начало работы сентябрь-октябрь.

Рабочая группа по подготовке и проведению фестиваля (состоит из учителей и родителей)

рекомендует темы мастерских и посиделок, основанных на возрастных особенностях

учащихся. Родители в процессе личного участия, посредством участия в фестивале

начинают больше понимать своего ребенка и жить с ним одними интересами.

1 кл – свечная мастерская (изготовление свечей из вощины);

2 кл. – пряничная мастерская (украшение пряников, которые родители выпекают во время подготовки к фестивалю) и создание Пряничного города (каждая семья выпекает свой дом по собственному эскизу);

3 кл. – мастерская ремесел (ручное ткачество, лепка в жгутовой технике, холодная ковка)

4 кл. – мастерские по Скандинавскому эпосу – изготовление, украшение деревянных

щитов и мечей, вязание узлов;

5 кл. – мастерские по теме «Древняя Греция»:  прически, греческие танцы, рисование

греческих орнаментов и т.п ;

6 кл. – мастерские по теме «Средневековье»: разучивание средневековых танцев,

выступление флейтистов с программой, которая подготовлена на уроках музыки инсценировка средневековых легенд;

7 кл. — мастерские по теме «Страноведение»;

8 кл. – организация рождественских посиделок. Тема «Новое время. Произведения

зарубежной и отечественной литературы»;

9 кл. – организация рождественских посиделок. Тема «XX век»;

10 кл. – проведение интерактивного квеста для учеников начальной школы;

11 кл. – свободная тема.

Выпускники – встречные посиделки.

2 этап. Воплощение идеи.

 Поиск материалов, заготовок, написание сценариев.

Еженедельные встречи учителей, родителей в школе по субботам.

Подготовка проходит в течение октября-ноября.

3 этап.  Фестиваль рождественских мастерских.

Время проведения: последняя суббота ноября. Время проведения с 11.00 до 15.00

На один день школа чудесным образом (силами родителей и старших школьников)

Изменяется, преображается. В одном кабинете — домик хоббитов, в другом — изба, в которой на печи лежит Емеля, в третьем – далекая галактика… Так выглядит оформление мастерских и мест для посиделок.

В этот день учителя, ученики и их родители принимают гостей, которые приходят в школу, чтобы всем вместе пережить настроение приближающегося Рождества. Среди гостей много друзей школы, приезжают и из других городов. Это праздник для всех.

Найти занятие по душе может каждый.

Помимо мастерских учителя и родители готовят маленькие кукольные спектакли, рождественские музыкальные гостиные.

Главное событие фестиваля выставка – Пряничный город, который строят всегда

родители вторых классов. Они не только пекут домики и украшают их, но и разрабатывают архитектурный стиль города.

На этажах школы возникают творческие площадки: ребята выступают перед гостями с концертными номерами (музыка, танцы).

2020 год. Пандемия.

Проект в измененном формате удалось реализовать и в сложной ситуации декабря 2020

года, сохранив главное, участие семьи в создании настроения предстоящего праздника.

В течение 4-х недель декабря в начальных классах школы были проведены мастерские по изготовлению подарков для родных.

Роль родителей:

1. Подготовка материалов для мастерских для 13 классов начальной школы:

— мастерская по изготовлению ангелов из шерсти;

— мастерская по изготовлению звезд из цветной кальки;

— мастерская по украшению пряников;

— мастерская по изготовлению свечей из вощины.

Мастерские проводили учителя.

2. Постановка маленького кукольного спектакль «Гретель и Гензель».

Показали его всем классам (в режиме изоляции, в зале сидели по одному классу представление проходило для каждого класса отдельно).

3. Выпечка пряничных домиков и создание Пряничного города -2020. Все ученики по классам посетили эту рождественскую выставку.

Полезные эффекты от реализации проекта

1. Школьное сообщество ощущает себя единым социальным организмом. Возникают новые межличностные отношения между семьями разных классов.

2. Родители старших классов обучают родителей младших классов, передают свой опыт.

3. Родители не только приобретают новые ремесленные навыки, но и умения организовывать совместный досуг со своими детьми.

4. Формируется командный дух у учеников. Ежегодно они создают новый проект для фестиваля с нуля, проходят все этапы групповой работы.

5. Проект «В ожидании Рождества» дает возможность проявить внимание и заботу к родным и близким  в дни ожидания Рождества.

Видео

Таверна «МОРСКАЯ ЗВЕЗДА» 8-го класса на Благотворительной Рождественской Ярмарке 2017


Поделиться в соц. сетях

Мы используем cookie-файлы. С их помощью мы заботимся о Вас, улучшая работу этого сайта

Задать вопрос