Архив воспитательных практик

Влияние степа на сохранение здоровья детей

Оригинальная идея проекта

Цель проекта – танец не ради танца, а танец как «универсальное средство» научить детей понимать и чувствовать свое тело и окружающее их пространство, воспитание культуры здорового образа жизни.

В организме анатомо-физиологические взаимоотношения осуществляются нервной системой, и поэтому механизм, используемый в технике степа, представляет собой незаменимый вид поэтапной настройки. Таким образом, чечётку можно охарактеризовать как один из важных факторов, оказывающих разностороннее влияние на укрепление организма и развитие умственных способностей.

Потребность в движении составляет одну из основных особенностей физиологического развития детского организма, что способствовало созданию комплексных занятий хореографией с использованием здоровьесберегающих технологий, и на примере степа, мы используем конкретные технологии обучения, которые могут применяться ко всем танцевальным направлениям.

Стопа – это сосредоточение нервных окончаний и центров управления организма в целом, в котором анатомо-физиологические взаимоотношения осуществляются нервной системой. Беспрерывная цепь ударов носком (зона головы), пяткой (зона таза), внешней и внутренней стороной стопы (зона позвоночного столба), полупальцами (зона груди), дает возможность активировать все без исключения части тела. Путь, который проделывает ребенок от простого четкого ритма до синкопы, от простой связки поочередных ударов к сложной комбинации из сменяющихся ударных точек, от медленного темпа к быстрой комбинации – все это направленно на урегулирование нервно-мышечной координации, на улучшение функции сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укрепление опорно-двигательного аппарата, регулирование деятельности нервной системы. 

От задумки – до результата

На первом этапе обучения производится индивидуальный подбор темпоритма для определения эмоционального фона ребенка с последующим подведением его к среднему показателю стабилизационных параметров нервной системы. Все ритмические рисунки в музыке присутствуют в точном зеркальном отражении в нашем организме. И когда мы начинаем что-то выстукивать, то возникает эффект резонанса, выражающийся в виде эмоционального подъёма. Когда ребёнок выстукивает ритмические удары стопой, он концентрирует свое внимание на процессе, который становиться для него ИГРОЙ, в противовес упражнениям, которые он воспринимает как работу, тяжелый труд. Ритмические движения становятся плавными, рациональными, располагают к расслаблению. 

На втором этапе детей соединяют в дуэты, на третьем – в небольшие группы (3-5 человек), а на четвертом, завершающем этапе – в ансамбль, другими словами – в КОЛЛЕКТИВ.

В этом и заключается новый подход к жанру чечётки как к инструменту, благодаря которому можно «взять в руки ключ», корректирующий эмоциональный фон одного учащегося в отдельности, а затем соединять, словно паззлы, на первый взгляд несовместимые миры детей, пусть на короткий миг одного танцевального номера. Слышать и чувствовать партнёров (а специфика степа именно это и предполагает), быть на одной волне ритма, соотносить себя с коллективом, вести свою партию, но быть при этом частью оркестра – все это мобилизует и активизирует жизненно важные органы.

Замечено, что дети, которые занимаются чечёткой, начинают степить везде, при каждом удобном случае, даже не задумываясь, автоматически, рефлекторно. Ритм, который выбивают дети произвольно, снимает нервное напряжение. По своей природе это схоже с барабанными ритмами, которые воздействуют на человека в наибольшей степени, в отличие от других инструментов, так как звуки барабанов имеют сильно сконцентрированный волновой эффект. А так как чечётку всегда связывали родственные узы с ударными инструментами, соответственно и признаки влияния на организм идентичны. Таким образом, происходит процесс САМОРЕГУЛЯЦИИ.

Чечётка, благодаря своему механизму воплощения, где все построено на мажорных тонах – способна подарить возможность окунуться в мир положительных эмоций. 

Вот тут и приходят на помощь чудо-ботинки с металлическими набойками, благодаря которым мы извлекаем звук. Чем сильнее стучишь и громче – тем лучше результат. Хочешь «выпустить пар», пожалуйста, но только через удары стопы об пол: ты один удар, а оппонент два; ты носком, он пяткой и т.д. Таким образом происходит правильное перераспределение энергии, отрицательное переведено в положительное, в игру, в то, что нравиться всем без исключения детям, а если нравится – значит, ребёнок получает моральное удовлетворение и, как следствие, положительный результат – положительные эмоции, снятие стресса.

Таким образом, выводится формула, которая безотказно работает в социальной адаптации детей:

я + они = мы 

я – личность, но я часть мира.

Умение владеть своим телом базируется на знании его анатомо-физиологических особенностей. Эти знания необходимы для изучения подростком возможностей своего тела, умения использовать их при определении физических нагрузок на репетициях, для диагностики физиологического состояния и оказания себе первой помощи. Знание медицинской терминологии есть компонент языковой профессиональной культуры танцора.

Прежде, чем приступить к практической части занятия, необходимо обсудить с детьми функций стопы: отталкивания, приземления, поддержки тела при балансировании, связанным с большими нагрузками. Необходимость равномерного распределения тяжести тела. Затем переходим к практике, где стопа – опора движения. Необходимо понимать, что позвоночник – это опора тела и знать его строение: позвонки шейные, грудные, поясничные, крестцовые, копчиковые. Связь движения позвоночника с положениями и движениями головы и конечностей. Особенности состояния позвоночника у танцоров. На практике эти знания предупреждают развитие сутулости, патологических боковых искривлений, исправление имеющихся дефектов. По такому же алгоритму – сначала теория, потом практика строится занятие по изучению анатомо-профессиональных особенностей коленного сустава.

Любое занятие следует начинать с теоретической подачи материала, так как это основа правильного выполнения практического задания и понимание анатомо-профессиональных особенностей позвоночника – это прежде всего техника безопасности и здоровьесбережение.

На практике необходима отработка правильного выполнения заданного движения, правильная концентрация мышечной массы, соответствие вида танца возрастным особенностям детей, соблюдение правил техники безопасности. 

Каждое занятие степом всегда следует начинать с разогрева связок и мышц. Это способствует усилению в тканях кровообращения, они становятся более эластичными, не травмируются и хорошо переносят нагрузки.

Полезные эффекты от реализации проекта

Особенности обучения степу с точки зрения сохранения здоровья оказывают положительное влияние на организм обучающихся, делая их более раскрепощенными, уверенными в своих силах, собранными, организованными, настойчивыми и трудолюбивыми.

Видео

Ссылки

https://crtd.mskobr.ru/articles/1222


Поделиться в соц. сетях

Мы используем cookie-файлы. С их помощью мы заботимся о Вас, улучшая работу этого сайта

Задать вопрос