Архив воспитательных практик

Внутришкольный проект «Учебный день с Бибом»

Оригинальная идея проекта

          Внутришкольный проект “Учебный день с Бибом”— это событие 2020-2021 учебного года для учащихся 1-4 классов в ГКОУ города Москвы “Школа “Технологии обучения”, которое проходит в виртуальных библиотеках или в библиотеке учреждений, а именно в медицинских организациях, прикрепленных к нашему учебному заведению ГКОУ “Школа “Технологии обучения”, где учащиеся, находящиеся на длительном лечении не только города Москвы , Московской области, но и других регионов России , получают знания по основным предметам. Целью данного проекта является приобщение к культурному наследию с повышением качества , вариативности образования для младших школьников , за счет знакомства , исследования  и использования возможностей библиотек  , реализации на их базе учебных  программ, направленных на формирование опыта проектной деятельности, формируя образа библиотеки, как открытого городского пространства для проектной деятельности с использованием современных технологий работы с информацией; связи между онлайн библиотеками и школой. 

От задумки – до результата

         “Учебный день с Бибом”— это занятия в «библиотеке» как эпицентре духовных ценностей ,с тайным ее хранителем- скорпиончиком Бибом, с которым каждая встреча — это путешествие, квест, игра, знакомство с новыми героями.  Занятия проводятся по два тридцати пяти минутных блока раз в месяц в течение учебного года. А это восемь занятий, которые разрабатывают учителя начальных классов ГКОУ “Школа “Технологии обучения” из отдела организации , придерживаясь календарно-тематического планирования по основным предметам, задействованных в проекте, что является его особенностью . Результатом внутришкольного проекта: создание сайта для всех желающих учителей начальных классов (с полным методическим и дидактическим материалом в виде технологической карты, презентаций с аудио и видео файлами и маршрутных листов  для каждого класса в выдержанном едином стиле, карточки и др.) и лэпбук (Lapbook)- в дословном переводе с английского языка – «наколенная книга» (lap – колено, book- книга). Это небольшая самодельная папка, которую ребенок может положить себе на колени и рассмотреть ее содержимое. Но , несмотря , на кажущуюся простоту , в ней содержится все необходимое для раскрытия темы «Библиотека- книжкин дом».

         «Библиотека- книжкин дом» -так звучит первое занятие . А это знакомство с понятием  “библиотека”,  историей её возникновения , основным её устройством (абонемент, книгохранилище, читальный зал), правилами поведения в библиотеке,  главным героем проекта — скорпиончиком Бибом. При этом отрабатывая учебные задачи по математике и литературному чтению в 1-4 классах.  Создано обучающее  видео , яркие пазлы для отработки основных понятий устройства библиотеки. Подготовлена основа для лэпбука, в кармашках которого в течение занятия располагаются правила поведения в библиотеке, история библиотек, пазлы, книжная полка, с расставленными сказками А.С. Пушкина в алфавитном порядке , заполненные учениками формуляры читателей .

         Второе занятие «В гостях у Словарика!”.В честь  Дня Словарей и Энциклопедий, которое отмечается в стране 22 ноября. Через  проектную деятельность, гипотеза которой :«Если пользоваться разнообразными  словарями, то наш словарный запас расширится и станем более грамотными», формируется  представление о словарях русского языка. Учащиеся знакомятся с такими словарями, как   толковый, орфоэпический, словарь фразеологизмов, словари синонимов и  антонимов, орфографический словарь, словарь  иностранных слов, иноязычных слов через самостоятельное открытие; разобрав  их назначение и область применения; определив потребность в обращении к словарям и навыки работы с ними, способность извлекать из словаря информацию, необходимую для решения учебных задач; отрабатывая такие как  : звуко-буквенный анализ слов; орфоэпическую грамотность, правильность в выделении ударного гласного звука; понимания смысла фразеологизмов; умение подбирать синонимы, антонимы, работать  со словарными словами;  работать с художественным текстом выделяя заданное:1кл. «Зоопарк» ( Согласные звуки [з], [з’]. Буквы З, з),2кл. Е.Чарушин «Страшный рассказ»,3кл.Л.Н. Толстой «Прыжок», 4кл.: Н.А. Некрасов «Школьники»,  «В зимние сумерки…»;  изготовление мини-словарей для лэпбука. 

         Третье занятие — “Путешествие в необычный город”- “Библиоград”, где улицы-стеллажи, а дома-книжные полки. Урок- квест, в котором ребята помогают сказочным героям найти свой дом, преодолевая немало препятствий, через решение простых и составных задач по математике,задач в форме диаграмм и таблиц (в рамках ВПР и PISа) ,отрабатывая вычислительные навыки. По литературному  чтению учащиеся 1 класса знакомятся с буквами Ж,ж, упражняясь в чтении буквосочетаний, слов, предложений,в составлении простых и сложных предложений;  1-4 классы учатся отличать сказку авторскую от народной и от других произведений, делить текст на части, выделять главную мысль, “завязывая” узелки на память в виде золотых ключиков с основными понятиями для кармашка в лэпбук.

        Четвертое занятие — “Её Величество книга!” .  Собирая “драгоценные” камни, выполняя задания по русскому языку и литературному чтению ( 1 класс К. Чуковский «Телефон»., 2 класс Н. Носов «Затейники»., 3 класс И. Куприн«Слон»., 4 класс В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел», учащиеся знакомятся со структурой книги, а также создают  книжку -малышку .

        На пятом занятии  учащиеся познакомятся с библиотеками в годы Великой Отечественной войны. Ведь это было временем серьезных испытаний и для библиотек. Многие здания оказывались брошенными среди развалин, погибая от огня и воды. Было уничтожено 43 тысячи библиотек и больше 100 миллионов книг. Библиотекарей тогда называли «бойцами культурного фронта», они собирали и спасали все, что в силах были сберечь. В результате занятия учащиеся создают книжки-самоделки из газетных вырезок стихов и ярких статей, как это было в годы войны .  

        Шестое занятие — знакомство с современными библиотеками, с    роботами-библиотекарями, и с особенностями их  работы.

       На седьмом занятии учащиеся узнают о специализированных библиотеках.

        И на завершающем восьмом занятии учащиеся  откроют для себя в яркой, сказочной форме  необычные библиотеки мира. Итогом данного занятия- изображение необычных библиотек .

Полезные эффекты от реализации проекта

      Проект “Учебный день с Бибом” в широком смысле раскрывает понятие “библиотека” как эпицентр духовных ценностей . А это приобщение к культурному наследию, ценностное и уважительное отношение к книгам, библиотекам, персоналу, работающему в них ,воспитание гуманности, справедливости, взаимности, милосердия, великодушия, терпимости, умение вести себя культурно в общественных местах, знать границы дозволенного, уважительно относиться к взрослым, помогать младшим и многие другие нравственные аспекты через  “открытие” нового ,отрабатывая метапредметные навыки, расширение кругозора, развитие творческих способностей ,креативного мышления. На данных занятиях каждый учащийся чувствует себя успешным, что особенно важно для детей, лежащих в медицинских организациях, которые с удовольствием участвуют и с нетерпением ждут каждое занятие этого проекта.

Файлы

1 занятие ‘Библиотека-книжкин дом ‘ 1 класс.pdf

2 занятие ‘В гостях у Словарика’.pdf

3 занятие. ‘Путешествие в необычный город’.pdf

Проект ‘Учебный день с Бибом’.pdf

Ссылки

Сайт «Учебный день с Бибом» для учителей начальных классов


Поделиться в соц. сетях

Мы используем cookie-файлы. С их помощью мы заботимся о Вас, улучшая работу этого сайта

Задать вопрос