Подготовка к основам военной службы

Воспитать патриота России. ГБОУ Школа № 1747

Оригинальная идея проекта

«Получить знания – это не просто, но это все-таки вторично по сравнению с воспитанием человека, с тем, чтобы он должным образом относился и к себе самому, и к своим друзьям, к родине – это абсолютно фундаментальные вещи и только на этой базе можно рассчитывать на то, чтобы человек стал полноценным»

В.В.Путин

События последнего времени подтвердили, что экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большей части молодежи, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. 

В 2020 году исполнилось 75 лет со Дня Победы в Великой Отечественной войне. Текущий год был объявлен в Российской Федерации Годом Памяти и Славы. Его временные рамки весьма условны: у подвига поколения Победителей и благодарной памяти их потомков нет и не может быть срока давности, меры, границ. Однако в сознании современного  ребёнка меняется актуальность исторического материала. Великая Отечественная война встаёт в ряд давно прошедшего. Она интересна для учащихся, как война 1812 г., как события начала ХХ в., но это не то, чем является война для среднего и старшего поколений.

Как передать память о войне следующим поколениям? Как сделать историческую память не собранием архивных документов, а действенным фактором, определяющим поступки современного молодого поколения? Каким должен быть школьный музей, посвященный Великой Отечественной войне?

Цель: Поиск новых подходов к социализации и формированию российской идентичности подрастающего поколения средствами музейной педагогики с использованием социокультурных ресурсов Москвы.

От задумки – до результата

Поправки к закону «Об образовании» внес президент Владимир Путин. Он предложил расширить понятие воспитания учащихся так, чтобы оно было направлено на формирование «чувства патриотизма и гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам героев Отечества, к закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа», к природе и окружающей среде.

В 2020 году исполнилось 75 лет со Дня Победы в Великой Отечественной войне. Текущий год был объявлен в Российской Федерации Годом Памяти и Славы. Его временные рамки весьма условны: у подвига поколения Победителей и благодарной памяти их потомков нет и не может быть срока давности, меры, границ. Однако в сознании современного  ребёнка меняется актуальность исторического материала. Великая Отечественная война встаёт в ряд давно прошедшего. Она интересна для учащихся, как война 1812 г., как события начала ХХ в., но это не то, чем является война для среднего и старшего поколений.

«Школьный музей» – разновидность социального института по сохранению национального достояния (историко-культурного и природного наследия) является подразделением образовательного учреждения.

Задачи:

1.    Использование музейно-образовательной среды как ресурса культурного и творческого развития обучающихся, патриотического воспитания подрастающего поколения.

2.    Популяризация деятельности музея образовательной организации как пространства образования и воспитания.

3.    Разработка программ, сценариев уроков, внеклассных мероприятий на базе музея, направленных на повышение уровня сформированности исторического сознания,  сохранения исторической памяти воспитанников и обучающихся, воспитание патриота России.

Область применения: Проект «Воспитать патриота России» может быть использован в образовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования.

Формы и методы реализации: Представлена модель школьного музея «Неваевавшие о войне», экскурсионная работа, музейные уроки, экспозиционно-выставочная работа, проектно-исследовательская деятельность, волонтерское движение, использование ИКТ, разработка материалов МЭШ.

Контингент: воспитанники и обучающиеся образовательной организации, педагоги, родители, жители города.

Как показывает опыт, огромные возможности для развития исторического сознания, сохранения исторической и социальной памяти и воспитания патриота России имеет школьный музей. Он, в отличие от обычного музея, имеет свои особенности. Он «служит» тем, кем он и создавался. Ученики, педагоги, родители, жители района являются его основными потребителями. Но в первую очередь, школьный музей адресован детям и должен быть интересным для них. Являясь самостоятельной частью учебно-воспитательного процесса, он может интегрироваться с уроком, быть его продолжением, что обеспечивает реализацию воспитательных и развивающих функций в полной мере.  Музей в школе включен в жизнь местного сообщества. Для нашего музея – это микрорайон Митино.  

Начиная создавать наш школьный музей, мы исходили из того, что музейная педагогика будет успешна только в том случае, если человек, пришедший в музей, не пассивный «посетитель», а активный участник, точнее, соучастник. Многие музеи стараются «оживить историю», приблизиться к эпохе, открывают музейные экспозиции под открытым небом. Мы создали свой школьный музей не в специальном закрытом помещении, а на первом этаже в рекреации, где обеспечен доступ каждого ребенка на перемене.       Специфика музея в том, что он  результат поисково-исследовательской деятельности детей и взрослых, средство творческого самовыражения создателей, форма диалога поколений, актуальное средство общения.  Музей, как транслятор исторической памяти, стал универсальным хранилищем «опредмеченной» истории. В этом смысле для нас важны и «предмет», и «книга», и «документ». 

Собирать экспозицию музея начали давно, когда в школе существовал поисковый отряд «Гренадер». Название «Невоевавшие о войне» неслучайное, ведь современные школьники –  поколение, которое никогда не видело войны, но забыть про то тяжелое и героическое время не имеет права.  

В музее много экспонатов, изготовленных самими учащимися, но наш музей, «созданный руками детьми», трактуется более широко и подразумевает участие школьников во всех видах деятельности музея.

Полезные эффекты от реализации проекта

Школьный музей «Невоевавшие о войне» функционирует на базе ГБОУ Школа №1747  с  2015 года. Проводятся уроки, внеурочные мероприятия, мастер-классы, классные часы, встречи с интересными людьми.

Опыт работы представлен на  городских конкурсах и конференциях, семинарах, круглых столах. Музей «Неваевавшие о войне» занял 3 место в  Городском фестивале школьных музеев «Помним Героев войны и Победы» в музее Великой Отечественной войны на Поклонной горе (номинация «Лучшая экспозиция»), 1 место в Городском конкурсе «Музей будущего», занесен в книгу Почета Всероссийской организации ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов. Рекомендован для площадки метапредметной олимпиады «Музеи. Парки. Усадьбы». Герой программы Мособртв «Вызов: азарт и опыт». В 2019-2020 уч.году 99 обучающихся стали победителями и призерами олимпиады «Не прервется связь поколений».

Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия школы и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы. Поэтому необходимо постоянно улучшать свое мастерство, пополнять понятийный аппарат новыми знаниями, а главное – личным примером воспитывают у детей необходимые качества личности, гражданина.

Ссылки

https://sch1747sz.mskobr.ru/muzei_shkoly/muzejnyj_kompleks_shkoly/scenarii_muzejnyh_urokov_klassnyh_chasov_vneklassnyh_meropriyatij/

https://sch1747sz.mskobr.ru/main_galleries/photo/bessmertnyj_polk1/

https://sch1747sz.mskobr.ru/files/plan_razvitiya_muzeynogo_kompleksa.pdf


Поделиться в соц. сетях

Мы используем cookie-файлы. С их помощью мы заботимся о Вас, улучшая работу этого сайта

Задать вопрос