«Жизнь в стиле ЭКО»
Оригинальная идея проекта
Учитывая актуальность проблемы экологического воспитания, необходимо развитие у обучающихся экологической культуры, бережного отношения к родной земле, природным богатствам России и мира, воспитания чувства ответственности за состояние природных ресурсов, умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред окружающей среде.
Важным этапом формирования экологического мышления является привитие навыков ресурсосбережения, бережного отношения к природе.
Комплексное формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. Конечным результатом должно быть не только овладение определёнными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умения и желания активно защищать, улучшать, заботиться о природной среде. Такого результата экологического воспитания можно достичь только на основе деятельностного подхода, тесной связи процесса обучения на уроках и во внеклассной работе. Подобная взаимосвязь обеспечивает, помимо полученных знаний, также и формирование опыта принятия решений и выработки привычек эко — поведения.
От задумки – до результата
При реализации интерактивной программы «Жизнь в стиле ЭКО» для школьников 1-4 классов используются следующие формы обучения и воспитания:
— деловая игра
— игра-путешествие
— экоспектакль
— агитбригада
— литературно-музыкальная композиция
— участие в экологических акциях.
Участниками программы являются команды обучающихся школ района.
Программа состоит из цикла мероприятий и домашних заданий.
Первое занятие в рамках программы состоит из литературно-музыкальной композиции, во время которой ребята знакомятся с основными экологическими понятиями и проблемами, стоящими перед человечеством в области природопользования, команды участников получают маршрутные листы и отправляются в путешествие по станциям. На каждой из них ребятам предлагаются различные задания.
На станции «Лес» они ищут ошибки в рассказе о загородном походе школьников, отгадывают экологические загадки и узнают о правилах поведения в лесу.
Станция «Почва» порадовала ребят интересными опытами с землей, водой, они узнали, что такое опустынивание, познакомились с другими проблемами использования почв.
Станция «Красная книга» встретила учащихся интересным рассказом с презентацией об исчезающих видах животных и растений России, в том числе нашего региона.
«Животные» — название этой станции говорит само за себя: в процессе увлекательного рассказа ведущего ребята делают вывод о связи всех живых существ и важности и нужности каждого из них.
На всех станциях команды получают информационные материалы по теме и домашнее задание: например, решить экологические задачи, изготовить кормушки для птиц и т.д.
В завершение программы участники путем открытого голосования формируют список правил повседневного поведения защитников природы (т.е. действий, которые могут внести посильный вклад в улучшение экологической ситуации). Ведь именно от действий или иногда бездействия каждого зависит судьба планеты.
На втором занятии цикла участникам программы силами педагогов-организаторов и обучающихся театрального объединения демонстрируется театрализованная «экосказка», в которой затрагиваются повседневные экологические проблемы. Затем команды участников получают маршрутные листы и отправляются в путешествие по станциям: «Энергия», «Мусор», «Вода», «Воздух». На каждой из них участникам рассказывается об экологических проблемах по теме. Затем участники выполняют различные задания: составление таблицы использования воды, сопоставление разные виды отходов с вариантами их вторичного использования и др.
В завершение программы с подачи ведущих принимается решение составить список добрых дел, куда команда заносит все, что ее участники делают в области сохранения окружающей среды и помощи людям и животным.
Третий этап экологической программы включает в себя просмотр фильма о проблемах энергосбережения и необходимости рационального природопользования. Затем команды участвуют в конкурсной соревновательной программе, выполняя различные задания: нарисовать плакаты экологической тематики, отвечают на вопросы викторины, составляют цепи питания. Тема занятия — законы экологии, сформулированные известным экологом Барри Коммонером. В заключение все участники знакомятся с презентационным материалом, подготовленным учащимися для конкурса кормушек для птиц по списку добрых дел.
Четвертое занятие посвящено проблемам экологии человека.
Форма проведения – командная игра-викторина по темам: здоровье, питание, спорт, жилище, транспорт, вредные привычки. Ответ на каждый вопрос более подробно раскрывается и иллюстрируется ведущими игры. В конце мероприятия дается задание выдвинуть и защитить аргументы на тему «Мой выбор – ЗОЖ».
Пятый, заключительный, этап экологической программы «Жизнь в стиле ЭКО» проходит в мае на территории Центра в виде туристической эстафеты с интеллектуальными конкурсами. Ребята преодолевают препятствия на параллельных веревках, покоряют «болото», ориентируются на местности, отвечают на вопросы эковикторины, придумывают и рисуют экологические знаки. Содержание конкурсов включает темы, которые участники программы изучали в течение года на предыдущих занятиях программы. Так что получается своеобразный зачет. На итоговой линейке подводятся итоги всех этапов. Все команды получают сертификаты, подтверждающие, что они прошли обучение в рамках экологической программы «Жизнь в стиле ЭКО».
Полезные эффекты от реализации проекта
Программа решает следующие задачи:
— воспитание бережного отношения природе
— создание условий для формирования экологической культуры и расширения естественно – научного кругозора
— способствование привлечению учащихся к природоохранной деятельности
— формирование навыков экологически грамотного поведения
-способствование развитию социальной деятельности подростков
— активизация интеллектуальных, организаторских, творческих, ораторских способностей обучающихся
— обеспечение взаимосвязи теоретических знаний с практической деятельностью.
Команды юных экологов становятся инициаторами экологического движения в своих образовательных организациях, организуют экологические конкурсы, акции и флешмобы.
Файлы
Поделиться в соц. сетях