Архив воспитательных практик

«Жизнь в стиле ЭКО»

Оригинальная идея проекта

Учитывая актуальность проблемы экологического воспитания, необходимо развитие у обучающихся экологической культуры, бережного отношения к родной земле, природным богатствам России и мира, воспитания чувства ответственности за состояние природных ресурсов, умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред окружающей среде. 

Важным этапом формирования экологического мышления является привитие навыков ресурсосбережения, бережного отношения к природе.

Комплексное формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс.  Конечным результатом должно быть не только овладение определёнными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умения и желания активно защищать, улучшать, заботиться о природной среде. Такого результата экологического воспитания можно достичь только на основе деятельностного подхода, тесной связи процесса обучения на уроках и во внеклассной работе. Подобная взаимосвязь обеспечивает, помимо полученных знаний, также и формирование опыта принятия решений и выработки привычек эко – поведения. 

От задумки – до результата

При реализации интерактивной программы «Жизнь в стиле ЭКО» для школьников 1-4 классов используются следующие формы обучения и воспитания: 

– деловая игра 

– игра-путешествие

– экоспектакль

– агитбригада

– литературно-музыкальная композиция

– участие в экологических акциях.

Участниками программы являются команды обучающихся школ района. 

 Программа состоит из цикла мероприятий и домашних заданий.

Первое занятие в рамках программы состоит из литературно-музыкальной композиции, во время которой ребята знакомятся с основными экологическими понятиями и проблемами, стоящими перед человечеством в области природопользования, команды участников получают маршрутные листы и отправляются в путешествие по станциям. На каждой из них ребятам предлагаются различные задания. 

На станции «Лес» они ищут ошибки в рассказе о загородном походе школьников, отгадывают экологические загадки и узнают о правилах поведения в лесу. 

Станция «Почва» порадовала ребят интересными опытами с землей, водой, они узнали, что такое опустынивание, познакомились с другими проблемами использования почв. 

Станция «Красная книга» встретила учащихся интересным рассказом с презентацией об исчезающих видах животных и растений России, в том числе нашего региона. 

 «Животные» – название этой станции говорит само за себя: в процессе увлекательного рассказа ведущего ребята делают вывод о связи всех живых существ и важности и нужности каждого из них. 

На всех станциях команды получают информационные материалы по теме и домашнее задание: например, решить экологические задачи, изготовить кормушки для птиц и т.д.

В завершение программы участники путем открытого голосования формируют список правил повседневного поведения защитников природы (т.е. действий, которые могут внести посильный вклад в улучшение экологической ситуации). Ведь именно от действий или иногда бездействия каждого зависит судьба планеты.

На втором занятии цикла участникам программы силами педагогов-организаторов и обучающихся театрального объединения демонстрируется театрализованная «экосказка», в которой затрагиваются повседневные экологические проблемы. Затем команды участников получают маршрутные листы и отправляются в путешествие по станциям: «Энергия», «Мусор», «Вода», «Воздух». На каждой из них участникам рассказывается об экологических проблемах по теме. Затем участники выполняют различные задания: составление таблицы использования воды, сопоставление разные виды отходов с вариантами их вторичного использования и др. 

В завершение программы с подачи ведущих принимается решение составить список добрых дел, куда команда заносит все, что ее участники делают в области сохранения окружающей среды и помощи людям и животным.

Третий этап экологической программы включает в себя просмотр фильма о проблемах энергосбережения и необходимости рационального природопользования. Затем команды участвуют в конкурсной соревновательной программе, выполняя различные задания: нарисовать плакаты экологической тематики, отвечают на вопросы викторины, составляют цепи питания. Тема занятия – законы экологии, сформулированные известным экологом Барри Коммонером. В заключение все участники знакомятся с презентационным материалом, подготовленным учащимися для конкурса кормушек для птиц по списку добрых дел. 

Четвертое занятие посвящено проблемам экологии человека. 

Форма проведения – командная игра-викторина по темам: здоровье, питание, спорт, жилище, транспорт, вредные привычки. Ответ на каждый вопрос более подробно раскрывается и иллюстрируется ведущими игры. В конце мероприятия дается задание выдвинуть и защитить аргументы на тему «Мой выбор – ЗОЖ».

 Пятый, заключительный, этап экологической программы «Жизнь в стиле ЭКО» проходит в мае на территории Центра в виде туристической эстафеты с интеллектуальными конкурсами. Ребята преодолевают препятствия на параллельных веревках, покоряют «болото», ориентируются на местности, отвечают на вопросы эковикторины, придумывают и рисуют экологические знаки. Содержание конкурсов включает темы, которые участники программы изучали в течение года на предыдущих занятиях программы. Так что получается своеобразный зачет. На итоговой линейке подводятся итоги всех  этапов. Все команды получают сертификаты, подтверждающие, что они прошли обучение в рамках экологической программы «Жизнь в стиле ЭКО».

Полезные эффекты от реализации проекта

Программа решает следующие задачи:

– воспитание бережного отношения природе

– создание условий для формирования экологической культуры и расширения естественно – научного кругозора

– способствование привлечению учащихся к природоохранной деятельности

– формирование навыков экологически грамотного поведения 

-способствование развитию социальной деятельности подростков 

– активизация интеллектуальных, организаторских, творческих, ораторских способностей обучающихся

– обеспечение взаимосвязи теоретических знаний с практической деятельностью.

 
Команды юных экологов становятся инициаторами экологического движения в своих образовательных организациях, организуют экологические конкурсы, акции и флешмобы.

Файлы

Жизнь в стиле ЭКО _ Синегория.pdf


Поделиться в соц. сетях

Мы используем cookie-файлы. С их помощью мы заботимся о Вас, улучшая работу этого сайта

Задать вопрос