Жизненные сюжеты
Оригинальная идея проекта
С учетом того, что деятельностный формат чрезвычайно важен для формирования культуры безопасности жизни, возникла идея применять методику сюжетно-ролевой игры в ходе реализации программы «Школа выживания».
Команды обучающихся принимают участие в сюжетно-ролевой игре, связанной c пребыванием в природной среде. При этом ребята самостоятельно выбирают необходимые ресурсы, распределяют роли в игре, осуществляют по результатам игры групповую и индивидуальную рефлексию. В ходе занятий происходит смена ролей: одни обучающиеся являются артистами, другие выступают экспертами, оценивающими оригинальность и эффективность решений, и наоборот. Педагог выполняет роль модератора игры и навигатора в ресурсной среде, необходимой для осуществления сюжетно-ролевой игры. Возможно участие педагога в качества артиста.
От задумки – до результата
До подготовки и проведения сюжетно-ролевых игр обучающиеся получают в объединении дополнительного образования по программе «Школа выживания» предметные знания по топографии, спортивному ориентированию, основам туристского быта, принципам коллективной работы. Сюжетно-ролевая игра готовится педагогами с учетом готовности обучающихся, подходящих природных условий, наличия контингента обучающихся – младших инструкторов туризма, помогающим в организации.
В зависимости от возраста обучающихся выбирается тема сюжетно-ролевой игры – «Без карты и компаса» (проверка природных ориентиров) «Мы – Робинзоны» (организация туристского быта подручными средствами), «Где ты, потеряшка?» (поиск отставшего участника), «Пропавшая экспедиция» (поиск группы по опорным точкам, заданным легендой маршрута), «Случай в горах» (навыки оказания первой помощи пострадавшим в результате схождения селя или лавин).
Полезные эффекты от реализации проекта
При реализации данной практики у обучающихся возникают дополнительные стимулы к саморазвитию и самообразованию, динамично развивается освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм взаимодействия в группах и сообществах, формируется коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми. В процессе сюжетно-ролевой игры достаточно быстро усваиваются правила индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях.
Не менее важна для ребят рефлексия прошедших игр, в ходе которой участники обсуждают, насколько легко формулировались задачи, планировалась деятельность, принимались решения. Участники сюжетно-ролевых игр отмечают, что благодаря такой практике быстрыми темпами формируется умение соотносить свои действия с результатами, умение делать самооценку, осуществлять анализ групповой работы.
Видео
Поделиться в соц. сетях