Архив воспитательных практик

Деятельностный подход в музейной педагогике

Оригинальная идея проекта

Комплексный музей ГБОУ Школа 2126 «Перово» «Школьные годы» был открыт в 2010 году благодаря энтузиастам-сотрудникам школы. Музей ежедневно привлекает учеников разных возрастов нетрадиционными методами работы: интерактивными экскурсиями, социальными акциями, проектами с использованием современных компьютерных программ и т.д.

Музей «Школьные годы» – не просто экспозиция, это творческая мастерская. Каждый посетитель музея находит для себя что-то интересное, может применить свои способности. Коллекции музея расширяются благодаря заинтересованным обучающимся, родителям и педагогам — авторам музейных проектов. Музей обладает большим образовательным потенциалом.

 Один из проектов, придуманный и реализованный учениками, состоялся благодаря сотрудничеству с Государственным музеем «Усадьба Кусково».  Идея проекта родилась неожиданно. Ученики 5 класса в 2013 году были в усадьбе Кусково.  

На экскурсии по французскому парку старший научный сотрудник музея «Усадьба Кусково» С.А. Шапковская упомянула, что в мае 1886 года усадьбу Кусково почтил своим посещением император Александр III с августейшей фамилией. Владелец усадьбы, граф Сергей Дмитриевич Шереметев, запечатлел это событие посадкой деревьев.  Император Александр III, императрица Мария Федоровна и цесаревич Николай Александрович в память о своем посещении Кускова посадили дубы. Впоследствии хозяин усадьбы заказал архитектору Н.В. Султанову ограду для «императорских дубов». В запасниках музея до нашего времени сохранились памятные доски и, даже лопата, которой Государь Император Александр III пользовался во время посадки дуба. Конечно, школьникам сразу захотелось увидеть эти знаменитые дубы, но оказалось, что сразу после революции ограду снесли, и теперь неизвестно, о каких дубах идет речь. Эта история заинтересовала ребят и стала началом исследовательского проекта.

От задумки – до результата

Этапы  работы над проектом  с 2014 по 2020 годы

1. Создана проектная группа из учеников 5-7 классов и руководителя проекта.

2. Составлен план поэтапной работы, назначены ответственные. Получено подтверждение о сотрудничестве с организациями и  партнерами.

3. С помощью сотрудников музея «Усадьба Кусково», участниками проекта был собран и изучен исторический материал, в котром упопинались деревья. Школьники совершили несколько экспедиций, попытались определить возраст исторических деревьев с помощью нехитрых измерений и расчетных формул. Результаты рассчетов оказались приблизительными и тогда возникла идея обратиться за помощью к науке.  

4. Ребята обратились в НПСА «Здоровый лес» — некоммерческую организацию, которая реализует уникальный проект – Всероссийскую программу «Деревья – памятники живой природы».   

 5. Следующая экспедиция участников проекта в усадьбу Кусково была осуществлена вместе с экспертами Всероссийской программы «Деревья памятники природы» для обследования дубов помощью прибора «Бурав  Пресслера». В процессе исследования   использовали  «Rizistograf» — прибор, который дает возможность с помощью инструментальной диагностики методами резистографии и звуковой томографии определить расположение и объёмы скрытых гнилей, зон распада и внутренних стволовых трещин. Результаты всех измерений сохраняются в памяти прибора и были перенесены на компьютер. С помощью компьютерной программы DECOM эти данные обработали. Кроме  этого эксперты вместе со школьниками внимательно изучили все изъяны на поверхности коры, чтобы в будущем дать рекомендации по уходу за деревом.  

  6. Обработка полученных данных, прошла в дендрохронологической лаборатории Центра древесных экспертиз на базе Лесотехнического института в Мытищах, куда юные исследователи были приглашены и познакомились с современными методами  дендрологических  исследований.  От  результатов данных  исследований зависело решение о присвоении мемориальным дубам статуса «Дерево – памятник живой природы. Лаборатория, где побывали школьники,  укомплектована самым современным оборудованием и программным обеспечением, не имеющим аналогов в России. Ребята проводили исследования при помощи приборов RINNTECH, LIGNOSTANION, а так же использовали для расчета методику, основанную на разработках  компании «РИННТЕХ».  

  7. В процессе работы над проектом «О чем расскажут кусковские дубы» с 2014 по 2017 школьники не только занимались дендрохронологией, но также собирали сведения об истории усадебного парка Кусково и рода Шереметевых,  задавали вопросы сотрудникам музея, работали с копиями архивных документов музея,  штудировали книги, посвященные истории усадьбы  Кусково.   

  8. Все полученные  сведения были систематизированы с помощью программного обеспечения, которое  было любезно предоставлено  в пользование организацией IT-агентством ОС3. Программа ОС3. Реффорт Студио дала возможность многопользовательской сетевой работы и централизованном хранении результатов работ и данных, наглядно представить события, процесс, алгоритм действий, сопоставить и отфильтровать факты. Используя программу ОС3. Хронолайнер ребята смогли создать необходимый контекст. 

 9. По завершении поисково-исследовательской  части проекта ребята провели  экологическую акцию «Дубравушка» в рамках  празднования Дня Земли.  В акции  приняли участие обучающиеся из  12 школ Восточного округа Москвы. Ребята организовали и провели экологический брейн-ринг, мастер-класс по созданию плаката «Нам нужны деревья» и литературный флеш-моб «Деревья в стихах». Для школьников также была проведена интерактивная экскурсия «В гостях у графа П.Б. Шереметева». К акции присоединились и наши партнеры —  гипермаркет Castorama (Касторама), сотрудники которого привезли в музей инвентарь необходимый для посадки, собранных и пророщенных участниками проекта желудей. Было подготовлено 200 торфяных горшочков с подращёнными дубами, которые впоследствии были высажены в районе Перово, Измайловском и Терлецком лесопарках.  

10. В 2020 году, в рамках  исторической реконструкции регулярного парка усадьбы Кусково,  была воссоздана историческая ограда  мемориальных дубов и установлены информационные таблички. Значительный вклад в достижение результата внес проект учеников ГБОУ г. Москвы «Школа № 2126 «Перово»!  

Полезные эффекты от реализации проекта

Исследовательский проект комплексного музея «Школьные годы» демонстрирует применение деятельностного подхода и достижение планируемых результатов ФГОС, в том числе воспитательных:

Личностные результаты: формирование российской гражданской идентичности, чувства гордости за свой город, готовность к саморазвитию и личностному самоопределению, к целенаправленной познавательной деятельности, навыков продуктивного сотрудничества со сверстниками и взрослыми.

Метапредметные: умение определять цели, составлять планы, контролировать и корректировать свою деятельность, использовать различные ресурсы для достижения цели, овладение навыками познавательной, учебно исследовательской и проектной деятельности, применению методов решения практических задач.

   В работе над музейными проектами нам удается неформально подходить к решению задач и привлекать к исследованию социальных партнеров. Москва – это город больших образовательных возможностей.

Ссылки

Экологическое объединение музея «Школьные годы»

Видеопрезентация проекта

СМИ о проекте


Поделиться в соц. сетях

Мы используем cookie-файлы. С их помощью мы заботимся о Вас, улучшая работу этого сайта

Задать вопрос