Архив воспитательных практик

Детско-юношеский туристский клуб «Гадкий утенок»

Оригинальная идея проекта

Туристскому клубу «Гадкий утенок» тридцать девять лет. Можно ли назвать этот клуб уникальным коллективом, ведь долголетие само по себе вряд ли может быть определяющим признаком уникальности?

Есть несколько оснований, дающих нам право считать, что на этот вопрос можно дать положительный ответ.

1. С самого начала жизнедеятельности клуба в его основе лежала авторская концепция построения коллектива, которая с годами развивалась, но не менялась в своей основе (подробно о ней позднее). Успешность реализации этой концепции позволила клубу обрести:

а) непрерывность своей деятельности (за все годы практически не было каникул без клубных выездов или выходов и месяца, когда бы клуб бездействовал)

б) взаимосвязь сменяющихся клубных поколений, создающую основу для сохранения и передачи традиций коллектива.

2. Клуб был основан группой взрослых-единомышленников, рассматривающих развитие личности ребят в качестве приоритета над спортивными и прочими достижениями, доверие и сотрудничество как основу взаимоотношений. Начиная со второго десятилетия и до настоящего времени большинство педагогов клуба составляют его выпускники, непреложно следующие этим принципам.

3. Сделав туризм основной коллективообразующей деятельностью, «общим делом» коллектива, клуб немыслим без творчества, самоуправления и наставничества, познавательных и общественно-полезных дел, создающих разноплановую среду для всестороннего развития личности.

4. Большую роль в жизни клуба играет его «внешняя» общественно-полезная деятельность. С самых первых лет ее основу составила организация и проведение детских туристских слетов и соревнований. С 2003 года клуб стал организатором летнего детского туристско-экологического палаточного лагеря «Эко», в основе работы которого авторская концепция, разработанная педагогами клуба.

От задумки – до результата

Цель нашего долгосрочного «клубного» проекта может быть сформулирована как создание и развитие разновозрастного детского коллектива, создающего долговременные устойчивые условия для всестороннего развития личности ребят средствами туристско-краеведческой деятельности

Для реализации проекта, превращения в реальность своей мечты о большом, сильном, сплоченном коллективе, нам предстояло решить ряд не совсем очевидных задач.

1. Превратить туристско-краеведческую деятельность (часто понимаемую как совокупность отдельных походов) в систематическую коллективо-образующую деятельность.

В основу решения этой задачи была положена концепция циклической организации жизнедеятельности туристского коллектива А.А. Остапца, в соответствии с которой:

а) сложный многодневный поход является «средней перспективой» (А.С. Макаренко), задающей мотивацию совместной деятельности детского коллектива на длительный период;

б) периоды подготовки, проведения и последующей рефлексии похода образуют «походный цикл», который по времени, как правило, совпадает с учебной четвертью (триместром). В течение учебного периода идет подготовка к походу (работа участников по обязанностям, изучение района похода, физическая, техническая подготовка, подготовка снаряжения и питания, тренировочные походы выходного дня), в каникулы – сам поход, за которым следует период рефлексии (подготовка отчета, выпуск газет и фотоальбомов и др.) За год туристский коллектив проживает три – четыре цикла, связанных общей идеей подготовки к наиболее сложному и продолжительному летнему походу.  

2. Создать такую структуру коллектива, при которой он не распадался бы на отдельные походные группы.

В клубе постоянно занимается от 45 до 65 ребят, в то время как походная группа насчитывает не более 15 участников. Для преодоления групповой разобщенности нами был разработан механизм переменного состава походных групп. Он весьма прост: на каждый цикл в клубе формируются новые по своему составу группы. В этих группах несколько раз в год «перемешиваются» участники разного уровня подготовки и возраста. Это дает возможность «запустить» в группах и клубе в целом систему наставничества (более опытные и старшие передают свой опыт младшим и новичкам), а также способствуют установлению дружеских связей между разными поколениями участников клуба, обеспечивая передачу традиций коллектива от «стариков» новичкам.

Исключение составляют лишь летние походы, когда группы формируются на основе одинакового туристского опыта, т.к. совершают походы разных категорий сложности.  

3. В условиях групп переменного состава организовать учебный процесс. 

В группах переменного состава проведение учебных занятий проблематично. С участниками разных «поколений», имеющих различный уровень туристской подготовки, проведение общих занятий невозможно, это очевидно. Для преодоления этого противоречия примерно на пятый год существования клуба его структура была усложнена. Параллельно группам переменного состава в структуре клуба появились учебные отделения, на занятиях которых участники одного года обучения получают теоретические знания и практические навыки, соответствующие уровню их подготовки. 

Все эти задачи напрямую связаны с организацией коллектива, построением его деятельности и формальной структуры. Не меньшую роль в жизни коллектива играет его неформальная структура, в значительной мере определяемая неформальными межличностными отношениями, возникающими между его участниками. 

За долгие годы педагоги клуба потратили много сил на то, чтобы осознать и сформулировать основные принципы этих отношений, сделать их не просто декларируемыми, а работающими реально.

В кратком описании мы можем лишь перечислить эти основные принципы:

1) Принцип взаимного уважения, построенного на «формуле трех Д»: Доверие, Диалог, Доброжелательность»

2) Принцип взаимной заботы: о себе, коллективе, окружающих, старших о младших

3) Принцип взаимной ответственности за себя, своих товарищах, клуб и окружающих в условиях многогранной и разносторонней жизнедеятельности туристского коллектива.

Мы предлагаем познакомиться со значительным числом статей и других прилагаемых к описанию проекта материалов, подробно раскрывающих принципы построения коллектива и отношений в нем.

В этих материалах также можно найти описание системы детско-взрослого самоуправления, существующего в клубе на всех этапах его жизни. На разных этапах развития в составе этой системы функционировали и играли свою роль следующие элементы:

– Совет руководителей клуба

– Совет клуба (малый и большой)

– Совет (сообщество) младших инструкторов клуба 

– «Коллегии» (постоянные объединения, организующие деятельность по отдельным направлениям)

– Рабочие («инициативные») группы (временные объединения, организующие отдельные дела и программы).

Как уже говорилось, большую роль для клуба и его развития играют «полезные дела», которые коллектив делает для окружающих. 

Главным из таких «полезных дел» на данный момент следует считать детский палаточный лагерь «Эко», который при поддержке ГБОУДО ДТДМ «Неоткрытые острова» проводится клубом с 2003 года. Лагерь «Эко» представлен как самостоятельный конкурсный проект Городского конкурса лучших воспитательных практик.

С 1982 г. клуб является организатором большого числа туристских слетов и соревнований. Эти слеты и соревнования условно можно разделить на две части: официальные, проводимые в рамках соответствующих программ Московской системы образования, а также открытые, проводимые по инициативе клуба. 

Полезные эффекты от реализации проекта

1. Проект палаточного лагеря «Эко», возникший как логичное развитие деятельности туристского клуба «Гадкий утенок», является наиболее масштабным внешним эффектом деятельности клуба. За 16 лет проведено 46 лагерных смен, через которые прошло более 2 300 ребят, получивших навыки обитания в природной среде, здорового образа жизни, самообслуживания и командной работы.

2. Не менее важным эффектом следует считать возникновение многочисленного неформального сообщества выпускников («стариков») клуба, реально ставшими «друзьями на всю жизнь». По существующим оценкам более 90% выпускников клуба поддерживают активные взаимоотношения между собой. Эти отношения очень разнообразны: от простых дружеских контактов до возникновения «клубных семей» и совместной профессиональной деятельности в самых различных сферах. Локальная история этого сообщества знает много примеров, когда его члены приходили на помощь друг к другу в трудных жизненных ситуациях. 

«Метками» взрослого клубного сообщества являются юбилеи клуба, проходящие раз в пять лет, ежегодные встречи поколений выпускников 80-х годов, многочисленные группы клуба в социальных сетях. 

3. Клуб в лице его педагогов и выпускников с 2004 года является лидером в организации и проведении в г. Москве соревнований по дисциплине «Поисково-спасательные работы». В этих соревнованиях наряду с детскими командами принимают участие команды ведущих взрослых туристских клубов Москвы: МГУ, МВТУ, МФТИ, МАИ и других вузов.

4. Выпускники клуба принимают активное участие в деятельности по развитию детского туризма в г. Москве: все педагоги клуба, работающие в нем в настоящее время, – его выпускники, не менее 40 выпускников стали старшими инструкторами палаточного лагеря «Эко», выпускники клуба являются членами маршрутно-квалификационных комиссий, судейских коллегий, принимают участие в работе студенческих и других турклубов.

Файлы

!!! — ИНФОРМАЦИЯ О ПРИЛОЖЕНИЯХ.pdf

Походы клуба.pdf

Дороги которыми мы идем.pdf

Какими мы видим детей.pdf

Воспитательный потенциал детского туризма.pdf

Видео

Ссылки

Электронными ресурсами клуба в течение многих лет являются сайт клуба и группа в социальной сети Вконтакте.

Первая версия клубного сайта была создана в 2002 г. по инициативе и силами ребят. Впоследствии сайт несколько раз обновлялся и совершенствовался. К сожалению, к 2019 году начало остро ощущаться несоответствие нашего сайта современным требованиям и стандартам, работа по его совершенствованию была начата, но не завершена до сих пор в связи с недостаточностью ресурсов. Наряду с этим стало ощущаться, что более эффективным средсвом как внутриклубной коммуникации, так и продвижения клуба в интернете, стала социальная сеть Вконтакте. Таким образом, на данный момент сайт клуба является нашим архивным ресурсом, а группа Вк «Туристкий клуб «Гадкий утенок» — актуальным информационным ресусом. Численность участников группы составляет 644 человека.  

Сайт туристского клуба «Гадкий утенок«: http://g-utka.ru/

Группа Вк «Туристкий клуб «Гадкий утенок«: https://vk.com/g_utka


Поделиться в соц. сетях

Мы используем cookie-файлы. С их помощью мы заботимся о Вас, улучшая работу этого сайта

Задать вопрос