Фестивальное этнографическое детское движение «Тимоня»
Оригинальная идея проекта
Наш воспитательный проект «Тимоня» организован для детей и молодежи города Москвы. Проект призван решать задачи приобщения к культурном наследию, знакомит детей с традиционной культурой, этнографическим материалом различных регионов нашей страны, способствует созданию позитивного культурного образа России в детском сообществе.
Проект предлагает интересную форму работы с детьми и молодежью в виде фестивальной деятельности, что позволяет популяризировать среди подрастающего поколения богатство традиционной культуры нашей многонациональной страны через вовлечение детей в разные виды деятельности, в том числе фольклорно-этнографическую.
Будущее России зависит от того, какими станут наши дети, и какие духовные и нравственные ценности они смогут передать последующим поколениям. Как же сделать так, чтобы наше культурное наследие было интересно молодежи?
По нашему мнению, именно формат фестиваля позволяет создавать образовательное, воспитательное, просветительское пространство, в котором ребенок непринужденно может погружаться в традиционную тематику.
Фестиваль — это площадка для обмена опытом и творческого развития детского коллектива и, в конечном итоге, площадка для взлета новых ярких, самобытных исполнителей.
В рамках фестиваля детям предоставляется огромная возможность не только попробовать себя в разных видах деятельности, но и выйти за рамки своего учреждения для осознания успеха и перспективы своего коллектива, чтобы получить зрительскую и профессиональную оценку.
Пять лет назад на фестивальном горизонте столицы появился «Тимоня» – московский этнографический фестиваль музыки и танца, который дает возможность объединиться единомышленникам по сохранению и популяризации традиционной культуры народов России под знамена нашего проекта.
От задумки – до результата
Основная идея проекта— приобщение к культурному наследию народов России посредством фестивальных мероприятий, возникла на основе опыта работы детского фольклорного ансамбля «Веретенце» и ансамбля традиционной музыки России «На Огородной Слободе».
Внутреннее совершенствование каждого обучающегося через прикосновение к традиционной русской культуре прослеживается благодаря многогранным этнографическим исследованиям. Сила духа, совестливость, вера в добро, ответственность, стойкость, смелость, преданность, любовь к Отечеству, семье, верность культурным традициям – эти нравственные ценности не являются чем-то новым. Они воспеты в народных песнях, притчах, колыбельных, ими пропитана вся традиционная культура. Именно эти качества прививаются обучающимся в фольклорных коллективах.
Большая исследовательская деятельность проводится коллективами в этнографических экспедициях: изучаются народные обряды, песни, исследуется тот пласт, который можно найти только в глубинках России, записывается уникальный музыкальный материал. А потом, накопленный опыт перевоплощается в сценические образы в виде танцев, песен, обрядов. Весь этот кладезь накопленного материала не должен замыкаться в рамках одного коллектива, а должен иметь выход на широкую общественность.
Первым этапом этнографического движения стало проведение мастер-классов, круглых столов, творческих встреч по обмену опытом, выступлений фольклорный и этнографических ансамблей города Москвы на базе Дворца. Но этого было мало, детям необходим дух соревнований.
Так возникла идея второго этапа этнографического движения — проведение этнографического фестиваля «Тимоня» с широким спектром конкурсных номинаций.
Был проведен мониторинг мнения среди детских коллективов города о целесообразности проведения второго этапа в виде фестиваля и получен широкий отклик и одобрение. Таким образом, этнографический фестиваль «Тимоня» реализуется уже пять лет при поддержке Департамента образования и науки города Москвы.
Наш путь к результату:
Этапы реализации проекта:
I. ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА
1. Проводится исследование по Москве о количестве коллективов этнографической и фольклорной направленностей.
2. Разрабатывается положение о проведении этнографического фестиваля «Тимоня» с учетом пожеланий его участников и возможностей организаторов. Также ежегодно разрабатываются и корректируются номинации.
В 2016\2017 учебном году это были: традиционное пение, традиционная пляска, традиционные инструменты, народное пение, народная пляска, народные инструменты
В 2017\2018 учебном году были введены новые номинации: изобразительное творчество, декоративно-прикладное творчество.
Многогранность народного творчества и востребованность детьми себя проявить в других видах деятельности в рамках традиционной культуры, дало основу в 2018\2019 учебном году для появления следующих номинаций: устное народное творчество, национальное творчество (песни, танцы, игра на национальных инструментах народов, проживающих на территории России), фото с эссе.
3.Производится рассылка по всем образовательным организациям и отдельно по коллективам со сроками подачи заявок на участие.
II. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА
1. На базе Дворца мы всегда предлагаем участникам фестиваля следующую образовательную программу:
· круглые столы, творческие встречи по обмену опытом, мастер- классы для коллективов города, где дети сами показывают то, что умеют и рассказывают то, что знают, выражая свое отношение и любовь к фольклорному движению.
· лекции- концерты с участием аутентичных исполнителей и известных фольклорных коллективов, где дети узнают, например, о том, какой был распорядок дня у наших предков, как они пряли, ткали и белили холсты, какие песни пели, как танцевали, как проводили свой досуг. И даже если современный школьник слышал это на экскурсии в музее, то здесь ему рассказывает об этом порой настоящий житель деревни, и музейные экспонаты как будто оживают. Этнографические концертные программы позволяют жителям большого города встретиться с настоящей народной культурой, даже не выезжая за пределы мегаполиса.
2. Ежегодно формируется состав профессионального жюри, которое по окончанию каждого конкурсного дня проводит с детьми обсуждения их выступлений.
3. Проводятся конкурсные мероприятия.
Во время конкурсных дней, мы понимаем, насколько важен и нужен данный воспитательный этнографический проект. Мы видим взволнованные и счастливые детские лица, которые желают получить одобрение.
III. ДЕМОНСТРАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТА— проведение гала-концерта, на котором демонстрируются лучшие образцы творческой работы детей , здесь допускается процедура награждения. Ведь детьми была проделана большая работа. Они исследовали выбранную область (без этого невозможно научить ребенка любить и понимать свой народ, свою историю, свою Родину), творчески ее трансформировали, а затем этот готовый продукт продемонстрировали профессиональному жюри и своим сверстникам. Результат проекта выглядит как театрализованное тематическое представление с оригинальным сюжетом. И каждый раз сами дети создают новую сказку, которая планомерно вытекает из наиболее интересных представленных на фестивале творческих разработок. Сказка рождается, объединяя участников, и еще раз подтверждая, что национальные песни и танцы – это вечный источник, который дарит людям, особенно детям, силы и вдохновение для творческих побед.
Полезные эффекты от реализации проекта
В результате реализации данного масштабного проекта как «Этнографический фестиваль «Тимоня», где ежегодно привлекаются дети со всей Москвы от 7 до 18 лет, мы можем смело утверждать, что он ежегодно набирает популярность. Цифры говорят сами за себя: если в первом фестивале 2016-2017 учебного года было 6 номинаций, приняло участие 2500 детей из 200 коллективов города, то в четвертом фестивале 2019-2020 учебного года стало 11 номинаций, количество участников достигло 12000 детей из 550 коллективов города.
Ежегодный рост числа участников показывает, что у детей и подростков повышается интерес к своим культурным истокам, к истории и традициям своего народа.
Подготовка к проекту дает возможность детям вместе с педагогами исследовать и творчески осмыслить традицию той культуры, которую они представляют, развивает патриотизм, гордость за свою Родину. Изучение этнографического материала выбранной области или народности позволяет расширять кругозор детей о своей стране.
Немаловажным фактом является то, что за эти годы увеличилось число этнографических и фольклорных коллективов в Москве. В хореографических коллективах появилось больше народного репертуара.
Именно такой проект с широким спектром творческих номинаций, может брать на себя задачу приобщения детей к культурному наследию, включая традиционную культуру, и активно способствовать формированию ребенка как творческой, нравственно развитой личности горячо любящей свою страну.
Атмосфера праздника способствует созданию у молодежи позитивного культурного образа России.
Видео
Ссылки
Сюжет о Фестивале «Тимоня» на Московском образовательном(начало с 9 мин.05 сек.)
Поделиться в соц. сетях