Гражданско-патриотические практики воспитания дошкольников на базе школьного музейного комплекса
Оригинальная идея проекта
Разностороннее развитие личности ребенка, расширение его познавательного интереса к истории страны, воспитание патриотизма, формирование музейной культуры нужно начинать с самого раннего возраста. В условиях образовательных комплексов школьный музей становится базой для проведения тематических экскурсий, развивающих игр, театрализованных постановок воспитанников дошкольных учреждений. В гражданско-патриотическое воспитание вовлекаются разные возрастные категории дошкольников от воспитанников младших групп до подготовительного отделения. Каждой из возрастных категорий предлагаются адаптированные разносторонние занятия с использованием материалов школьных музеев и музейного пространства. Цель этих занятий не столько давать исторические знания, сколько формировать у воспитанников детских садов познавательный интерес, заложить основу для развития чувства патриотизма, будущей гражданской и нравственной позиции.
От задумки – до результата
1 этап – «знакомство» с историей через использование материалов школьного музея – организация передвижных выставок с использованием технологии «История в чемодане» — интересные музейные экспонаты, связанные с историей района, историей Великой Отечественной войны показываются воспитанникам, об этом экспонате рассказывается с использованием мультимедийных технологий (презентация, небольшой фильм, звуковые спецэффекты).
Модели танков Т-34 и макет «Курская битва»- рассказ об одном из сражений Великой Отечественной войны; щипцы для подбора зажигательных бомб, осколки бомб, продуктовые карточки, керосинка – рассказ о жизни прифронтового города в годы войны; карта боевых действий, полевая сумка, кобура – рассказ о разведчиках и т.д.
2 этап – занятие-игра – в ходе этого занятия возможно использовать разные варианты как настольных, так и интерактивных игр. Важно, что перед проведением игры необходимо познакомить воспитанников с темой занятия, что можно сделать проведя небольшую ознакомительную экскурсию в школьном музее; если офлайн экскурсия невозможна, то она заменяется на виртуальное путешествие по музейному пространству школы. Исходя из формата проведения экскурсии, организуется занятие-игра. Для воспитанников младшего и среднего звена дошкольных учреждений проводятся настольные игры – пазлы, историческое лото, «игра-бродилка», домино. Игры строятся на основе того материала, который узнали воспитанники во время экскурсии и выступают инструментом рефлексии по пройденному в ходе экскурсии материалу. Очевидно, что экскурсия может быть организована как обзорная, так и тематическая, ориентированная на разный возраст, мотивацию и сформированные навыки воспитанников.
Музейная экскурсия «Дом, в котором я живу. Мой район в годы войны» стало теоретической базой для проведения нескольких настольных игр – игры в пазлы и «игры-бродилки» «Битва за Москву»; в формате «игры-бродилки» проводятся тематические игры «Битва за Сталинград», «Курская Дуга». Игра-домино и игра-лото организованы на основе изучения экспонатов музея, рассказывающего об истории района Люблино и истории Люблинского литейно-механического завода. С использованием материалов школьного музея и экскурсионного материала, проводятся игры «Жизнь города в 30-40ые гг.», «Что выпускал завод?»
3 этап – занятие-представление – возрастная категория воспитанники средней и старшей группы, ориентируясь на то, что психологические особенности этой возрастной категории позволяют провести более долгое время в состоянии относительного покоя, их приобщение к истории базируется на театральных постановках, осуществляемых силами школьной театральной студии и дополняемых мини экскурсиями по экспозициям музеев.
Спектакль «О той войне и детях на войне» дополняется экскурсией в «Музей Трудовой славы ЛЛМЗ», которая рассказывает о истории московского района Люблино, акцентируя внимание на истории города Люблино в 30-40-ые гг., и в первую очередь на истории района в годы войны. Спектакль «Мальчик у Христа на Елке» дополняется экскурсией в музей «Достоевский в Люблино». И спектакль, и экскурсия проводятся в рамках Ежегодных Достоевских Чтений.
4 этап – мастер-класс – занятия проводится для воспитанников 5-7 лет. В школьном музейном комплексе разработаны несколько вариантов подобных уроков.
Мастер-класс «Наследники Славы» рассказывает о битве под Москвой и включает в себя тематическую экскурсию, просмотр фрагментов мультфильма «Сильные духом крепче стены» (2010 г. Анимационная группа «5 пальцев» Кыргызстан), рассказывающий о подвиге 28 героев панфиловцев. И выполнение аппликации, которая собирается из кусочков-пазлов.
Мастер-класс «День Героя» начинается с вопроса «Кто во все времена защищал нашу страну от врагов?» для формирования ассоциативного ряда показываются фрагменты мультфильмов («Лебеди Непрядвы», «Сказка о солдате», «Сказка о Мальчише-Кибальчише», «Солдатская лампа»). Затем учитель или подготовленные проводят экскурсию в рамках музейной экспозиции с акцентом на тему мастер-класса — о награде «Золотая Звезда Героя Советского Союза», рассказ сопровождается презентацией, являющейся иллюстрационным материалом. Следующим этапом мастер класса становится совместное творчество воспитанников, в ходе которого они собирают макет «Золотая Звезда Героя».
Мастер-класс «День Победы». Экскурсия в музей в данном случае дополняется рассказом экскурсоводов про День Победы, про акцию Бессмертный полк. Цель данного рассказа вовлечь обучающихся в совместную беседу, в диалог о том, что они знают о войне и Победе. На самом мастер классе, ребятам предлагается выполнить пластилиновую аппликацию по трафарету, картинка которого по итогам экскурсии и беседы будет ассоциироваться с Днем Победы.
Полезные эффекты от реализации проекта
Личностные: осознание необходимости уважительного отношения к героическому, историческому прошлому своего народа; значимость эмоционально ценностного отношения к собственной деятельности, как основы творчества, воображение; способность к созданию художественного образа.
Метапредметные: умение планировать время, работу, и оценивать ее результаты; анализировать собственную художественную деятельность; развивать внимание, навыки самостоятельного творческого мышления.
Предметные: формирование интереса к истории, литературе, технологии как предмету школьной программы.
Файлы
Проект — Экскурсия по музейной экспозиции.pdf
Ссылки
Музейная педагогика в ГБОУ Школа имени Достоевского. Часть I
Музейная педагогика в ГБОУ Школа имени Достоевского. Часть II
Поделиться в соц. сетях