Коммуникатор «Дельфин» для детей с ТМНР
Оригинальная идея проекта
Одним из значимых показателей духовно-нравственного уровня общества является толерантное отношение и забота о людях с инвалидностью. В нашей школе обучаются дети с различными нарушениями развития. Среди них большое количество детей с тяжелыми множественными нарушениями (ТМНР). Дети данной категории в большинстве случаев не владеют речевыми навыками, что существенно ограничивает возможность социализации и интеграции в социум. На базе нашей школы был разработан и успешно применяется программно-методический комплекс интерактивных пособий для детей с ТМНР, синхронизированных с рабочими тетрадями. Особенностью данного комплекса является программное обеспечение, коммуникатор «Дельфин». Данный комплекс разработан на основе пролонгированных исследований в области организации помощи детям с ТМНР и в настоящее время не имеет аналогов.
От задумки – до результата
Для формирования базовых умений и навыков детей с множественными нарушениями(ТМНР) важную роль играет овладение ,прежде всего, такими, казалось бы, простыми навыками, как речь и социальное взаимодействие. У детей с ТМНР такие навыки, как правило, не сформированы, что ведет к усугублению проблем и вторичных нарушений. Не имея возможности сообщить о своих желаниях и потребностях, ребенок начинает проявлять негативизм к социальному взаимодействию. Появляются выраженные проблемы поведения. В такой ситуации страдает не только ребенок, но и вся семья в целом. Родители оказываются в ситуации социальной депривации, не имея возможности посещать с ребенком общественные места. Исходя из перечисленных фактов, мы ПРИШЛИ К НЕОБХОДИМОСТИ разработки програмного обеспечения, направленного на формирование коммуникативных навыков у детей с тяжелыми множественными нарушениями, который назвали «Дельфин».
Програмно-методический комплекс состоит:
1. Интерактивное приложение Коммуникатор «Дельфин».
-содержит карточки для формирования просьбы и сообщения об актуальном состоянии, поля для формирования и расширения фразы, дидактические карточки по лексическим темам.
— социальные истории, направленные на формированиемоделей поведения в различных жизненных ситуациях.
— обучает детей применению гаджетов в образовательных целях.
2. Рабочая тетрадь по предмету » Окружающий природный мир» в 4 частях.
3.Методическое пособие «Окружающий природный мир»
4.Рабочая тетрадь по предмету «Формирование элементарных математических представлений» в 4 частях
5.Методическое пособие «Формирование элементарных математических представлений».
6. Рабочая тетрать по предмету «Речь и альтернативная коммуникация», в 4 частях.
7. Методическое пособие «Речь и альтернативная коммуникация».
8. Интерактивное приложение «Плюсик», синхронизированное с тетрадью по предмету «Формирование элементарных математических представлений».
Содержание программно-методического комплекса «Перспектива» соответствует требованиям ФГОС. Увеличенный формат изображений, опорные схемы, поурочное планирование, включающее в себя комплексы упражнений и рекомендации по соблюдению двигательного режима, средства альтернативной коммуникации, применение методов эрготерапии, позволяют оптимизировать процесс обучения детей с ТМНР, значительно повысить уровень освоения образовательных программ и способствуют максимально возможной социализации обучающихся.
Полезные эффекты от реализации проекта
В результате решены следующие задачи:
1. Повышена эффективность работы с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития на уровне дошкольного и начального образования;
2. Снижение уровня социальной депривации семей, воспитывающих детей с ТМНР;
3.Проблема формирования коммуникативных навыков у детей;
4. Преодоление вторичных нарушений поведения;
5.Формирование адаптивных моделей поведения в социуме;
Социализация детей и приобщение их к культурному наследию;
7. Расширение практики инклюзивного образования
Ссылки
УМК Коммуникатор «Дельфин»
Поделиться в соц. сетях