Комплексный подход к вопросу духовно-нравственного воспитания в начальной школе
Оригинальная идея проекта
Идея комплексного подхода к духовно-нравственному воспитанию в начальной школе возникла не сегодня. Но проблема существует, так как в связи с гуманистическим кризисом в обществе увеличивается потребность в личности, являющейся носителем общечеловеческих, традиционных духовных ценностей, обладающей прочной нравственной позицией и способной к самостоятельному и осознанному выбору истинных целей в жизни.
Проблемы, с которыми сталкиваются наши дети сегодня:
постоянное воздействие различных, порой противоречивых и негативных, потоков информации на душу ребенка;
разрушительная антидуховная пропаганда в СМИ (культ насилия, жестокости, праздности);
низкий уровень духовно-нравственной культуры родителей;
часто встречающаяся их некомпетентность в вопросах становления и воспитания детей;
пропаганда преобладания материальных ценностей над духовными.
Само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, ибо воспитанность- это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения, доброжелательности и толерантного отношения к каждому человеку и к каждому живому существу.
Понимая это, наша начальная школа старается указывать нравственные ориентиры детям, действует комплексно, используя современные воспитательные формы и методы:
КТД (коллективные творческие дела) — изготовление открыток и подарков для подшефного дома престарелых (волонтерство), изготовление кормушек для птиц(экологическое волонтерство);
информационно-коммуникативные технологии (создание позитивных видеосюжетов и др.);
участие в проектах в различных проектах (в том числе исследовательских) и конкурсах);
особое внимание уделяем участию в экологических акциях и др.
Комплексный подход к духовно-нравственному воспитанию учеников начальной школы дает возможность развития в них всего спектра личностных компетенций.
От задумки – до результата
Мне всегда важно, чтобы результаты воспитания ребят проявлялись не только во внутришкольной деятельности, но и в открытом социуме чувствовали себя причастными к полезному делу, проявляли и развивали и в себе самые чувство милосердия, гражданской ответственности, доброты и сострадания. Особое значение приобретает в этом случае привлечение родителей к общим делам. А уж что говорить об учителе!
Что мы уже сделали.
«Дети вместо цветов». Собранные средства направляются в фонд «Дом с маяком». Фонд помогает неизлечимо больным детям и молодым взрослым до 25 лет.
Мы стали участвуем в проекте «Добрые крышечки» совместно с другими классами.
В этом году участвуем в акции «Бумажный Бум» по сбору макулатуры.
Имея тесную и добрую дружбу с ГПБУ «Мосприрода», мы ежегодно участвуем в разных экологических проектах «Дома лани», экологических конкурсах, экскурсиях на территориях Крюковского лесопарка и других территориях этой организации.
Ежегодно мы с детьми записываем и делаем фильмы ко Дню мам в ноябре.
На уроках по Основам Православной Культуры в 4 классе мы прониклись этой темой, и несколько человек сразу стали призерами и победителями Открытой исследовательской культурологической олимпиады «История и культура храмов столицы и городов России».
После посещения Покровского Храма под Зеленоградом, где настоятелем Храма служит папа одного из учеников, у нас возникла идея взять шефство над Пансионатом Престарелых «Древо Жизни» под Зеленоградом. Ребята делали открытки и подарки для жителей этого учреждения Новому году. А на День Победы 9 мая мы сняли и самостоятельно смонтировали праздничный концерт (из-за пандемии не смогли приехать к своим подопечным).
Активно участвуем в патриотических акциях:
По окончании первой волны дистанционного обучения, весной 2020 по инициативе ребят удалось отснять забавный фильм «Дистанционка» про то, как мы учились в это время.
В конце года, в качестве преемственности, писали пожелания будущим первоклассникам и делали им открытки на будущее 1 сентября.
В этом году у нас планируется начало акции «Друг по переписке» с учениками 1 класса из Белоруссии.
В конце года, по традиции, мы высадим очередное дерево на территории школы, чтобы видеть, как оно растет вместе с нами. Вот такая активная жизнь моего класса.
Полезные эффекты от реализации проекта
Подобная работа в классе дает возможность детям самовыразиться, найти применение своих навыков в помощи себе и другим; почувствовать себя нужным, востребованным и значимым; развить в себе способности, которые пригодятся в жизни. Подобная деятельность развивает в них чувство коллективизма и снижает количество конфликтов. У детей формируется правильная гражданская позиция. Совместная работа с родителями служит укреплению взаимосвязи и навыков общения внутри семьи. Личный пример учителей тоже показывает сопричастность последних и воспитывает учеников в правильном ключе. Дети, где проводится активная воспитательная работа, отличаются богатством внутреннего и духовного мира, умеют дружить, сострадать, быть открытыми и готовыми прийти на помощь другим.
Ссылки
https://sch2045zg.mskobr.ru/edu-news/2167
Поделиться в соц. сетях