Архив воспитательных практик

“Маленькие помощники большой планеты”

Оригинальная идея проекта

Понимание природы, гуманное, бережное отношение к ней –

один из элементов нравственности, частица мировоззрения.

К. Паустовский

Вопросам ресурсосбережения и экономного потребления сейчас все чаще учат детей с раннего возраста. Полученные теоретические знания без применения на практике не сформируют у детей навыка ежедневной заботы об окружающей природной среде. Поэтому, понимая всю важность практического взаимодействия детей и природы, мы реализуем проект «Маленькие помощники большой планеты»! 

В начале проекта дети изучают доступные им способы заботы о планете и ее природных богатствах: повседневное уменьшение количества бытового мусора в семьях воспитанников, утилизация батареек и собираемых крышек от пластиковых бутылок, а также разумное потребление ресурсов Земли. Оригинальность идеи проекта заключается в том, что после изучения теоретических основ дети с воодушевлением привлекают не только членов своей семьи к практическому применению полученных ими знаний в повседневной жизни, формируя тем самым у себя и окружающих необходимые навыки, но и вдохновляют своим положительным опытом воспитанников других групп. 

Был создан  оригинальный творческий продукт и демонстрация его в формате дистанционной конференции:

–        мотивационный ролик по экологической проблеме «Маленькие помощники большой планеты»; 

–        создание театрализованной постановки на новый лад «Морозко»; 

–        создание эко-словаря;

–        создание кроссворда и шарад по эко-словарю;

–        создание музея «Чудеса из мусорной корзины» (онлайн-экскурсия по ссылке: )

–        создание компьютерной игры.

Главная цель проекта – формирование у детей практических навыков сохранения окружающей природной среды.

От задумки – до результата

Задачи проекта: 

1) формирование у дошкольников представления о значимости и ограниченности ресурсов планеты, привитие чувства ответственности за их сохранение и бережное использование; 

2) формирование навыка ежедневной заботы о сохранении природных и других ресурсов (вода, воздух, электроэнергия, теплоэнергия), координация работы воспитателей и родителей с целью более эффективного развития познавательного интереса детей, практическое применение детьми полученных знаний о способах заботы об окружающей природной среде;

3) формирование развивающей образовательной среды, мотивирующей к практическому применению детьми полученных знаний о способах заботы об окружающей среде; 

4) объединение усилий педагогов и родителей в экологическом воспитании подрастающего поколения;

5) мотивация воспитанников других дошкольных групп личным положительным опытом участников проекта. 

Реализация проекта проходила  с воспитанниками дошкольной группы в период 2015-2021 годов в разрезе очного и дистанционного форматов.

Этапы проекта:

1 этап (подготовительный) – погружение в актуальность экологической культуры, формирование экологического мировоззрения.  Ознакомление детей с причинами появления мусора; начало эксперимента «Как разлагается мусор?»; изучение способов сортировки, переработки и утилизации мусора.
2 этап (основной) – формирование у детей чувства сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявить заботу о сохранении природы родного города.

Формы работы с дошкольниками: беседы, наблюдения, игровая деятельность, экспериментирование,  моделирование, просмотры видеороликов.

1. Цикл комплексных занятий для дошкольников «В твоих руках их жизнь!»

1) «Откуда берется мусор и что с ним потом происходит?»

2) «Как уменьшить количество мусора?»

3) «Что такое раздельный мусор и для чего это нужно?»

4) «Сдай батарейку – защити природу!»

5) «Голубое сокровище Земли»

6) «Как мы бережем ресурсы Земли?» (гидро-, тепло- и энергоресурсы)

2. Чтение экологических сказок о мусоре: Т.Зыкова «На Земле ничего не меняется», А.Кедрин «Последний турист». Просмотр театрализованной постановки на новый лад «Морозко».

3. Прослушивание и разучивание стихов о природе и экологии: М.Львовский «Земля, моя планета голубая», А.Гаврюшкин «Экология – модное слово», Я.Аким «Наша планета», В.Орлов «Живой букварь», М.Дудин «Берегите землю», Е.Смирнова «Давайте вместе землю украшать», А.Усачев «Хоть трава не расти», Р.Алдонина «Экологическое», Л.Фадеева «О загрязнении». Просмотр короткометражного документального фильма «Улыбка природы».

4. Мероприятия:

1) участие в акции Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы «Искусство ради экологии».

2) участие во всероссийском проекте «Экозабота» – сбор батареек и экскурсия в магазин Вкусвилл (известный реализацией различных экологических инициатив) и сдача батареек; (проект направлен на сбор и утилизацию использованных батареек, повышение экологической грамотности и формирование ответственного отношения к окружающей среде).

3) организация и проведение годового эко-эксперимента «Как разлагается мусор?», с итоговой защитой.

4) Организация экскурсии по экологической тропе на территории дошкольного корпуса.

5) участие в акции «Оставь пустую бутылку здесь!».

6) участие в программе «Раздельный сбор мусора».

7) участие дошкольной группы в акции «Бумажный БУМ».

8) участие в эко-субботнике «Очистим игровой участок от мусора!» (воспитатели, дети и родители).

9) участие в российском эколого-благотворительном волонтерском проекте «Добрые крышечки».

10) организация родительского клуба «Необычное в обычном» и проведение тематических встреч:

·      1 блок  «Мусор смело пустим в дело!»,

·      2 блок «Костюмы из бросового материала»,

·      3 блок «Кормушки из бросового материала»,

·      4 блок «Вода – источник жизни».

11) создание музея экспонатов из вторичного сырья «Чудеса из мусорной корзины» (очные и онлайн экскурсии для воспитанников, родителей, педагогов, организация выставок, презентаций, показ поделок и костюмов из бросового материала)

12) проведение и участие в экскурсии к бакам для раздельного сбора мусора, сдача пластиковых бутылок (повседневное уменьшение количества бытового мусора в семьях воспитанников).

13) участие в акции «Москва – за раздельный мусор!».

14) изучение экословаря.

15) разгадывание кроссворда с использованием экословаря.

16) создание компьютерной игры и ее дальнейшее использование воспитанниками.

3 этап (заключительный) – осознанное и самостоятельное практическое применение дошкольниками полученных знаний о способах заботы об окружающей среде

–       выставка детских рисунков «Мы весь мусор уберем и планету сбережем!»  

–       участие в городском открытом фестивале «Поколение созидателей» (победители)

–       показ мод для детей дошкольных групп «Костюмы из вторсырья» 

–       показ кукольного спектакля детям младшей группы (куклы для сказки «Гуси-лебеди» сделаны из бросового материала)

–       игра – викторина «Раздельный сбор мусора»

–       акция «Пакет-это вред!!!»

–       мотивированный видеоролик «Эко-сумкам – ДА!»

–       защита мини-проекта «Маленькие помощники большой планеты» на общешкольной конференции «Мы познаем мир!» (призеры)

–       защита мини-проекта «Бережем планету вместе!» на московском межрегиональном фестивале творческих детско-родительских исследований и проектов «Маленький Леонардо-2019» (лауреаты).

Полезные эффекты от реализации проекта

В ходе проектной деятельности дети осознали значимость охраны природы, экологически целесообразного поведения в окружающей среде. У детей повысился уровень экологических знаний, познавательной и речевой активности.

Проект показал активную вовлеченность в реализацию проекта воспитанниками и членами их семей (на основе  данных, наглядно свидетельствующих о достигнутых практических результатах: количество сэкономленной воды и электроэнергии, число собранных для утилизации батареек, пластика, макулатуры).

Можно с уверенностью ожидать, что воспитанники продолжат экономно расходовать воду и электроэнергию, а также разделять мусор, сдавать его на переработку для вторичного использования или дальнейшей утилизации.

В случае заинтересованности педагогических коллективов результатами проекта, возможна его трансляция и осуществление в других образовательных учреждениях. 

Ссылки

https://sch827sz.mskobr.ru/edu-news/4291

https://sch827sz.mskobr.ru/novosti?page=34

https://sch827sz.mskobr.ru/edu-news/4279

https://sch827sz.mskobr.ru/edu-news/4288

https://sch827sz.mskobr.ru/edu-news/4294


Поделиться в соц. сетях

Мы используем cookie-файлы. С их помощью мы заботимся о Вас, улучшая работу этого сайта

Задать вопрос