Архив воспитательных практик

Музейный проект “Коллективный учитель”

Оригинальная идея проекта

Музею боевой славы «Червонное казачество и 3-й гвардейский кавалерийский корпус» 45 лет. Он был открыт 7 мая 1975 года к 30-летию Великой Победы. За все время существования у музея сменилось два руководителя. Олейник Лидия Николаевна, основатель музея, вдова комиссара 3-го гв.кавкорпуса, руководила им 30 лет. Следующие 15 лет музеем руководит Волкова Марина Игоревна, боец поискового отряда «Высота» им. Дмитрия Сячина». Именно поэтому в нашей практике произошёл своеобразный «микс» незыблемых фундаментальных традиций с современными инновационными формами их исполнения.

Уходит эпоха, сменяются поколения, с каждым годом становится меньше тех, кто на себе испытал ужасы войны, стойко и мужественно прошёл сквозь невзгоды и трудности. Тем временем, в современном мире, постоянно спекулирующем историческими фактами, сложно разобраться, где правда, а где ложь. Особенно трудно приходится подрастающему поколению, которое тонет в океане ложной информации. Но как заинтересовать детей, которым наверняка не будет интересен монолог экскурсовода, как сделать так, чтобы запомнилось и дошколятам, и ученикам, и их родителям?

 Ответом на эти вопросы стал проект «Коллективный учитель», состоящий из поискового, экскурсионного, общественного, лекционного, конкурсного, театрального направлений. Основной особенностью этого проекта является интерактивность: ребята на своем опыте узнают, что такое подвиг, мужество, насколько тяжела жизнь военного человека. Под руководством учителей ребята готовят различные мероприятия, выступают генераторами идей дальнейшего развития проекта, таким образом, все участники проекта заинтересованы в деле, стараются сделать работу на высшем уровне, с удовольствием участвуют в конкурсах и представляют школу на районном и городском уровнях.

От задумки – до результата

Так как же родился наш проект «Коллективный учитель»? Само название проекта появилось в 2012 году, в результате социальной адаптации 5 «В» класса. Выстраивать взаимоотношения с классом надо было без всякой фальши. С музеем дети были хорошо знакомы, в начальной школе не раз посещали его. Классным руководителем назначили молодого специалиста, выпускницу школы, которая в своё время активно участвовала в деятельности музея, «тьюторство» над классом взяла руководитель музея.

Основной целью было заинтересовать ребят, суметь направить инициативу подростков в нужное русло, научить их отвечать за себя и за весь коллектив.

Война – это не только цифры побед и потерь. Это судьбы. И песни, и фильмы… В музее выступают ветераны и бойцы поисковых отрядов, читают лекции методисты районной библиотеки, проводят уроки учителя истории, литературы и ОБЖ. И все они помогают готовить и проводить совместные музейные уроки и мероприятия.  

Музейная педагогика – это живая, разносторонняя работа не только на базе школьного музея, но и за его пределами, которая должна быть доступна и интересна для детей. И для того, чтобы замотивировать пусть даже одного-двух ребят в классе, с каждым классом ведётся постоянная системная работа. 

Ребята учатся работать с поисковым щупом в дворе школы, здесь же узнают, что такое ДОТ и какие еще ДОТы есть на Юго-Западе г. Москвы, ходят в соседний поисковый музей «Вехи войны», участвуют в интерактивных уроках, где выясняют, насколько тяжелым может быть военное обмундирование, как правильно собрать вещмешок, как тяжела работа санбата на поле боя, выступают в роли учителей для младших школьников, заинтересовывают ребят своим пылом и готовят новых участников проекта.

Именно этим и раскрывается социальная значимость музейной педагогики в нашей школе. Основная задача музейного педагога – не заставить, а научить их слушать и слышать, научить их смотреть и видеть, понимать и сопереживать.

За время деятельности проекта 5 «В» класс стал отличной сплоченной командой: ребята научились принимать совместные решения, стали дружны, а самое главное – они стали шефами для нового поколения участников проекта, передали не только свой опыт, но и горячее желание работать над этим непростым и интересным делом. 

Основные мероприятия, проводимые музеем:

1.    Организация встреч с ветеранами и бойцами поисковых отрядов, тематических мероприятий, посвященных памятным историческим событиям.

2.    Чтение лекций методистами районной библиотеки.

3.    Проведение уроков учителями истории, литературы, ОБЖ.

4.    Участие в конкурсах, ярмарках, выставках, митингах и т.д. различного уровня и формата.

5.    Обсуждение просмотренных фильмов, прочитанных книг на историческую и военную тематику.

Работа ведётся не только в дополнительное после уроков время, но и на переменах. Здесь всегда находится подход к юной аудитории, несмотря на их возраст, успеваемость, уровень благополучия семей.

Полезные эффекты от реализации проекта

Достижения: 

1.    В 2012/2013 уч.году участники проекта провели ряд мероприятий, посвященных битве за Москву, Сталинградской битве, Дню Защитника Отечества, Дню Победы. Были отмечены в ОЦВПВ экскурсией в Кубинку в Музей бронетехники как лучший из активов школ ЮЗАО. 

2.    Музей «Червонное казачество и 3-й гв. КК» уникален тем, что имеет экспонаты и документы времен Гражданской войны, а военными реконструкторами центра «Патриот» музею во временное хранение были переданы экспонаты Первой мировой войны. Методическим объединением учителей истории был создан межпредметный проект «Русские не сдаются!».

3.    В рамках проекта «Коллективный учитель» уже 6 «В» класса на «Ярмарке идей на Юго-Западе-2014» занял 2 место с проектом «Исторiя одного убiйства», посвященным 100-летию начала Первой мировой войны.

4.    «Коллективный учитель» 7 «Б» класса занял 1 место в окружном этапе городского конкурса «Кубок Героев-2014».

Проект «Коллективный учитель» развивает такие качества и умения как:

·      проявление учениками мотивации к получению новых знаний; 

·      способность работать в коллективе;

·      преодоление неуверенности в себе с помощью развития речевых навыков, индивидуальных и коллективных выступлений, защиты проектов на районном и городском уровнях, участия в конкурсах;

·      формирование таких нравственных ориентиров, как любовь к Родине, ценность человеческой жизни и уважение к предыдущим поколениям.

Системно-деятельностный подход музейной педагогики – это такой способ организации образовательно-воспитательной деятельности, в основе которого лежит разностороннее развитие личности ребенка, формирование у него творческой и познавательной активности, самостоятельности и инициативности. Отношения «учитель-ученик» постепенно перерастают в партнёрские, когда ребята сами знают, как надо встретить ветеранов, сами придумывают номера в общий сценарий мероприятия и, главное, помогают в системной работе по подготовке «Коллективных учителей», начиная с начальной школы.

Ссылки

1)   «Коллективный учитель» 5 «А» класса. Декабрь 2020 г.

https://gym1514uz.mskobr.ru/articles/3373

2)    «Битва за Москву» в начальной школе. Декабрь 2020 г.

https://gym1514uz.mskobr.ru/articles/3352

3)   «Коллективный учитель» 6 «И» и 4 «В» классов. Февраль 2020 г.

https://gym1514uz.mskobr.ru/articles/2515

4)   «Коллективный учитель» 4 «В» класса. Декабрь 2019 г.

https://gym1514uz.mskobr.ru/articles/2152

5)   «Коллективный учитель» 3 «В» класса. Февраль 2019 г.

https://gym1514uz.mskobr.ru/articles/1135

6)   Победитель Городского конкурса «Отечество»-2020

https://gym1514uz.mskobr.ru/articles/3346

7)   Победитель «Не прервётся связь поколений»-2020

https://gym1514uz.mskobr.ru/articles/2872

8)   Победители «Не прервётся связь поколений»-2019

https://gym1514uz.mskobr.ru/articles/1663

9)   1 место вXVIIIФестивале патриотической песни «Гвоздика»-2020.

https://gym1514uz.mskobr.ru/articles/2569

10) Встреча с ветеранами «Мы приземлимся за столом, поговорим о том, о сём». Декабрь 2019 г.

https://gym1514uz.mskobr.ru/articles/2203

11) «Бессмертный полк-2020» (онлайн)

https://gym1514uz.mskobr.ru/articles/2728

12) «Бессмертный полк-2019»

https://gym1514uz.mskobr.ru/articles/1516


Поделиться в соц. сетях

Мы используем cookie-файлы. С их помощью мы заботимся о Вас, улучшая работу этого сайта

Задать вопрос