Общешкольный проект «Читаем вместе»
Оригинальная идея проекта
Как привить у детей любовь к чтению и книге?
С каждым годом проблема снижения престижа чтения ставит педагогов перед необходимостью поиска новых форм и методов развития интереса к книге у детей.
Надежным союзником школы может стать семья, которая способна развить у ребенка потребность в чтении. Но в настоящее время, к сожалению, забыты и во многом утрачены традиции семейного чтения, характерные для России XVIII-XIX вв.
Начинать работу по привитию у детей интереса к книге необходимо с раннего возраста. Но не забываем и о том, что для нынешних учеников нужны особые подходы к привлечению к чтению и книге.
Как решить эту сложную задачу? Наверное, необходимо придумать что-то интересное, нестандартное…
Эффективным средством в решении этой проблемы является реализация общешкольного проекта «Читаем вместе».
Мы разработали систему литературных мини-проектов, которые:
1) привлекают родителей к совместной деятельности с детьми;
2) соответствуют особенностям современных детей – «детей информационной эры».
В оригинальной форме взрослые и дети составляют рекламу книги, ведут поиски самых старых книг, участвуют в поэтических дуэтах и многое другое! А проекты настолько понятны, просты в исполнении, интересны, что взрослые заинтересованы в участии не менее детей!
От задумки – до результата
О проекте «Читаем вместе». Очный формат
В течение пяти лет апробированы различные мероприятия проекта для дошкольников, обучающихся 1-4, 5-8 классов, родителей, педагогов. Главный принцип проекта: добровольное участие обучающихся и родителей, отсутствие формального подхода!
При разработке мини-проектов мы учитывали отличия современных детей и подростков от сверстников предыдущих лет. По мнению психологов, это другой темп жизнедеятельности; насыщенность информацией; изменившиеся ценности и нормы, требования; сокращение общения. Соответственно, и отношение к чтению у детей совсем иное.
Выводы: нужны новые приемы по развитию интереса к чтению и книге.
Особенности проекта: 1) не просто чтение книги, а творческая работа (заполнение специальных форм, изготовление поделок и др.); 2) привлечение родителей к совместной читательской деятельности; 3) доступность заданий, в т.ч. для детей с ограниченными возможностями здоровья; 4) отсутствие длительных временных затрат; 5) эстетичность и наглядность результатов; 6) доказательство «чтение — альтернатива компьютерным играм».
Так в нашей школьной жизни появились интересные мероприятия.
Например, конкурс-фестиваль «Поэтический дуэт» (1-4 классы, родители). Это праздник для любителей художественного слова, гордость ребенка за свою семью, ведь обязательное условие – исполнение стихотворений в дуэте «родитель-ребенок»! Фестиваль носит сезонный характер – «Поэтический дуэт. Весна», «Поэтический дуэт. Зима» и др.
Особенность проекта «Читаем вместе» — участие инициативной группы старшеклассников. Ребята учатся у педагога-наставника, а затем сами становятся организаторами мероприятий.
Вот перечень некоторых проектов.
Направление «Реклама – Двигатель Чтения». Этапы работы: афиша, алгоритм выполнения задания, выставка работ, выступление.
• Фестиваль лэпбуков «Я люблю читать» (1-4 классы, родители), «Читательский дневник «Моя книжная полка» (1-6 классы, родители), «Реклама книги» (1-6 классы, родители).
Направление «Мастерская Чтения». После прочтения книги ребята работают с шаблоном (наши разработки или ресурсы сайтов, например, krokotak.com), который дополняют деталями, раскрашивают, представляют работу.
• Акции «Любители чтения» (1-4 классы), «Снеговик-читатель» (3-4 классы), литературный флеш-моб «Читающие человечки в школьной библиотеке» (1-4 классы).
Направление «От читателя – к писателю». Роль родителей: интервью ребенку о книгах детства, совместное чтение произведений. Возможно распределение обязанностей: родители — иллюстрация, ребенок — текст.
• Творческая работа «Новогодняя сказка» (1-4 классы, родители), эссе «Какие книги любят читать в моей семье», «Книги моей бабушки» (4-6 классы, родители), рекламные плакаты «Слоганы о чтении и книге» (5-8 классы), «Литературные журналы классов» (2-6 классы, родители).
Читательский клуб «Академия». Классный руководитель вводит в планирование встреч с родителями литературно-познавательный компонент. Темы для обсуждений: «Книги нашего дома», «Читаем всей семьей».
Открытые классные часы с приглашением родителей: «Книги, которые читали родители в моем возрасте», «Творчество современных писателей».
Проведение в мае итоговой встречи родителей и обучающихся класса в формате «Поэтическая гостиная». Классный руководитель, ученики, члены семей исполняют любимые стихотворения. За окном теплый весенний вечер, звучат красивые стихи, льются звуки музыки…
Такие встречи оставляют глубокий след и самые светлые воспоминания о школьной жизни!
Марафон «Читаем вместе. Читаем дома». Онлайн-формат
Весной 2020 года сложились условия, в которых было необходимо поддержать семьи, педагогов. Для формата онлайн были разработаны специальные задания с подробными инструкциями (ссылка на раздел сайта). Педагоги и родители (активные участники социальных сетей) размещали публикации с результатами проекта (#школавкапотне #МарафонЧитаемВместе #ЧитаемДома). На классных часах ребята представляли работы. Выполнение заданий разнообразило жизнь ребят и взрослых в этот сложный период.
Задание 1. Проект «Самая старая книга». «Ребята, кто такие археологи? Нам предстоит отправиться на поиски старых детских и взрослых книг, а искать мы будем в домашних библиотеках. Берем в экспедицию мам, пап, бабушек. После поиска книг нужно заполнить для нашей картотеки специальную форму».
К проекту подключились не только дети, но и сами педагоги и родители, которые с гордостью представили раритетные издания, найденные в домашних библиотеках!
Задание 2. Проект «Читающие человечки» (выполнить поделку, изображающую самого читателя с любимой книгой).
Задание 3. Проект «Об усатых и пернатых. Книга, которой не хватает» («написать» собственную книгу о домашнем питомце).
Задание 4. Проект «Литературная загадка от …» (по определенным правилам составить и загадать загадку).
Задание 5. Проект «Ура! Лето. Отдыхаем и читаем. «Моя книжная полка» («Моя книжная полка» — авторская разработка, альтернатива сложным читательским дневникам).
Полезные эффекты от реализации проекта
1. Развитие у детей интереса к чтению и книге. Разработана система показателей эффективности проекта (увеличение учениками количества времени на чтение «для души», количество участников значимых конкурсов и др.).
2. Объединение семьи: проект помогает вспомнить и сохранить семейные традиции, укрепляет взаимодействие школы и семьи (опрос родителей и педагогов).
3. Создание условий для успешной адаптации, повышения самооценки, саморазвития детей с ОВЗ, поддержка родителей обучающихся (наблюдение педагогов).
4. Развитие системы школьного ученического самоуправления в направлении «Шефская работа» (выпускники 2020 г. – студенты педагогических вузов).
5. Трансляция опыта, высокая оценка педагогическим сообществом. Идеи проекта представлены на конкурсах («Формула воспитания-2019», ГМЦ ДОНМ, 1 место, «Образование для всех и каждого-2019», МЦРКПО, 1 место); семинаре в рамках проекта «Взаимообучение московских школ»; в публикациях («Слово учителю», ГМЦ ДОНМ, журнал «Справочник заместителя директора школы», МЦФР, и др.).
Технологичность, разработанность проекта, возможность трансляции и широкого использования идей другими образовательными организациями.
Ссылки
Марафон «Читаем вместе. Читаем дома» (сайт ОО)
https://kapotnya.mskobr.ru/obrazovanie/marafon-chitaem-vmeste-chitaem-doma
«Читающие человечки»
«Литературная загадка от…»
https://yadi.sk/i/FSibVG03nmg5yQ
«Об усатых и пернатых. Книга, которой не хватает»
Поделиться в соц. сетях