Архив воспитательных практик

Общешкольный проект «Читаем вместе»

Оригинальная идея проекта

Как привить у детей любовь к чтению и книге? 

С каждым годом проблема снижения престижа чтения ставит педагогов перед необходимостью поиска новых форм и методов развития интереса к книге у  детей. 

 Надежным союзником школы может стать семья, которая способна развить у ребенка потребность в чтении. Но в настоящее время, к сожалению, забыты и во многом утрачены традиции семейного чтения, характерные для России XVIII-XIX вв.

Начинать работу по привитию у детей интереса к книге необходимо с раннего возраста. Но не забываем и о том, что для нынешних учеников  нужны особые подходы к привлечению к чтению и книге. 

 Как решить эту сложную задачу? Наверное, необходимо придумать что-то интересное, нестандартное… 

Эффективным средством в решении этой проблемы является реализация общешкольного проекта «Читаем вместе».

Мы разработали систему литературных мини-проектов, которые: 

1) привлекают родителей к совместной деятельности с детьми;

2) соответствуют особенностям современных детей – «детей информационной эры». 

 В оригинальной форме взрослые и дети составляют рекламу книги, ведут поиски самых старых книг, участвуют в поэтических дуэтах и многое другое! А проекты настолько понятны, просты в исполнении, интересны, что взрослые заинтересованы в участии не менее детей! 

От задумки – до результата

О проекте «Читаем вместе». Очный формат

В течение пяти лет апробированы различные мероприятия проекта для дошкольников, обучающихся 1-4, 5-8  классов,  родителей, педагогов. Главный принцип проекта: добровольное участие обучающихся и родителей, отсутствие формального подхода! 

При разработке мини-проектов мы учитывали отличия современных детей и подростков от сверстников предыдущих лет. По мнению психологов, это другой темп жизнедеятельности; насыщенность информацией; изменившиеся ценности и нормы, требования; сокращение общения. Соответственно, и отношение  к чтению у детей совсем иное.

Выводы: нужны новые приемы по развитию интереса к чтению и книге. 

Особенности проекта: 1) не просто чтение книги, а творческая работа (заполнение специальных форм, изготовление поделок и др.); 2) привлечение родителей к совместной читательской деятельности; 3) доступность заданий, в т.ч. для детей с ограниченными возможностями здоровья; 4) отсутствие длительных временных затрат; 5) эстетичность и наглядность результатов; 6) доказательство «чтение — альтернатива компьютерным  играм».

Так в нашей школьной жизни появились интересные мероприятия.

Например,  конкурс-фестиваль  «Поэтический дуэт» (1-4 классы, родители). Это праздник для любителей художественного слова, гордость ребенка за свою семью, ведь обязательное условие – исполнение стихотворений в  дуэте «родитель-ребенок»! Фестиваль носит сезонный характер – «Поэтический дуэт. Весна», «Поэтический дуэт. Зима» и др.

Особенность проекта «Читаем вместе» — участие инициативной группы старшеклассников. Ребята учатся у педагога-наставника, а затем сами становятся организаторами мероприятий. 

Вот перечень некоторых  проектов.

Направление «Реклама – Двигатель Чтения». Этапы работы: афиша, алгоритм выполнения задания, выставка работ, выступление. 

•      Фестиваль лэпбуков «Я люблю читать» (1-4 классы, родители), «Читательский дневник «Моя книжная полка» (1-6 классы, родители), «Реклама книги» (1-6 классы, родители).

Направление «Мастерская Чтения». После прочтения книги ребята работают с  шаблоном (наши разработки или ресурсы сайтов, например, krokotak.com), который дополняют деталями, раскрашивают, представляют работу. 

•      Акции «Любители чтения» (1-4 классы), «Снеговик-читатель» (3-4 классы), литературный флеш-моб «Читающие человечки в школьной библиотеке» (1-4 классы).

Направление «От читателя – к писателю». Роль родителей:  интервью ребенку о книгах детства, совместное чтение произведений. Возможно распределение обязанностей: родители — иллюстрация,  ребенок  — текст.

•      Творческая работа «Новогодняя сказка» (1-4 классы, родители), эссе «Какие книги любят читать в моей семье», «Книги моей бабушки»  (4-6 классы, родители), рекламные плакаты «Слоганы о чтении и книге» (5-8 классы), «Литературные журналы классов» (2-6 классы, родители).

Читательский клуб «Академия». Классный руководитель вводит в планирование встреч с родителями литературно-познавательный компонент.  Темы для обсуждений:  «Книги нашего дома», «Читаем всей семьей».

Открытые классные часы с приглашением родителей:  «Книги, которые читали родители в моем возрасте», «Творчество современных писателей». 

Проведение в мае итоговой встречи родителей и обучающихся класса в формате «Поэтическая гостиная». Классный руководитель, ученики, члены семей исполняют любимые стихотворения. За окном теплый весенний вечер, звучат красивые стихи, льются звуки музыки…

Такие встречи оставляют глубокий след и самые светлые воспоминания о школьной жизни! 

Марафон «Читаем вместе. Читаем дома». Онлайн-формат

Весной 2020 года сложились условия, в которых было необходимо поддержать семьи, педагогов. Для формата онлайн были разработаны специальные задания с подробными инструкциями (ссылка на раздел сайта). Педагоги и родители (активные участники социальных сетей) размещали  публикации с результатами проекта (#школавкапотне #МарафонЧитаемВместе #ЧитаемДома). На классных часах ребята представляли  работы. Выполнение заданий разнообразило жизнь ребят и взрослых в этот сложный период. 

Задание 1. Проект «Самая старая книга». «Ребята, кто такие археологи? Нам  предстоит отправиться на  поиски старых детских и взрослых книг, а искать мы будем в домашних библиотеках. Берем в экспедицию мам, пап, бабушек. После поиска книг нужно заполнить для нашей картотеки специальную форму». 

К проекту подключились не только дети, но и сами педагоги и родители, которые с гордостью представили раритетные издания, найденные в домашних библиотеках! 

Задание 2. Проект «Читающие человечки» (выполнить поделку, изображающую самого читателя с любимой книгой).

Задание 3. Проект «Об усатых и пернатых. Книга, которой не хватает» («написать» собственную книгу о домашнем питомце).

Задание 4. Проект «Литературная загадка от …» (по определенным правилам составить и загадать загадку). 

Задание 5. Проект «Ура! Лето. Отдыхаем и читаем. «Моя книжная полка» («Моя книжная полка» — авторская разработка, альтернатива сложным читательским дневникам). 

Полезные эффекты от реализации проекта

1.     Развитие у детей интереса к чтению и книге. Разработана система показателей эффективности проекта (увеличение учениками количества времени на чтение «для души», количество участников значимых конкурсов и др.).

2.     Объединение семьи: проект помогает вспомнить и сохранить семейные традиции, укрепляет взаимодействие школы и семьи (опрос родителей и педагогов).

3.     Создание условий для успешной адаптации, повышения самооценки, саморазвития детей с ОВЗ, поддержка родителей  обучающихся (наблюдение педагогов). 

4.     Развитие системы школьного ученического самоуправления в направлении «Шефская работа» (выпускники 2020 г. – студенты педагогических вузов).

5.     Трансляция опыта, высокая оценка педагогическим сообществом. Идеи проекта представлены на конкурсах («Формула воспитания-2019», ГМЦ ДОНМ, 1 место, «Образование для всех и каждого-2019», МЦРКПО, 1 место); семинаре в рамках проекта «Взаимообучение московских школ»; в публикациях («Слово учителю», ГМЦ ДОНМ, журнал «Справочник заместителя директора школы», МЦФР, и др.).

Технологичность, разработанность проекта, возможность трансляции и  широкого использования идей другими образовательными организациями. 

Ссылки

Марафон «Читаем вместе. Читаем дома» (сайт ОО)

https://kapotnya.mskobr.ru/obrazovanie/marafon-chitaem-vmeste-chitaem-doma

«Читающие человечки»

 «Литературная загадка от…»

https://yadi.sk/i/FSibVG03nmg5yQ

 «Об усатых и пернатых. Книга, которой не хватает»

https://yadi.sk/i/pCg7SdKL2yNq2g


Поделиться в соц. сетях

Мы используем cookie-файлы. С их помощью мы заботимся о Вас, улучшая работу этого сайта

Задать вопрос