«По пути великих открытий» – это образовательно-туристский проект, тематикой которого является история великих открытий. Он включает в себя создание проектной или исследовательской работы, разработку и прохождение туристского маршрута, защиту полученных результатов.
Цель проекта: развитие и популяризация познавательного туризма среди обучающихся и педагогических работников образовательных организаций, подведомственных Департаменту образования и науки города Москвы.
Участники проекта: обучающиеся образовательных организаций в возрасте 12-18 лет и педагогические работники
Этапы проекта
Предварительный этап (подготовительный)–с декабря 2021 года по февраль 2022 года – проводится образовательными организациями самостоятельно.
Первый этап (проверка знаний) – с 1 марта по 15 мая 2022 года – включает интеллектуальную игру, формирование команд, выбор тем для исследовательских или проектных работ, регистрация команд.
Второй этап (проверка готовности)– май 2022 года – включает командные соревнования, допуск к походу, утверждение маршрута в маршрутно-квалификационной комиссии.
Консультации по участию в 76 Первенстве по туризму обучающихся образовательных организаций, подведомственных ДОНМ, а также разработке маршрута похода и оформлению походной документации в маршрутно-квалификационной комиссии можно получить у сотрудников службы консалтинга ГБОУДО МДЮЦ ЭКТ:
Третий этап (туристский поход)– с июня по август 2022 года – практическая часть исследовательской или проектной работы.
Четвертый этап (отчетный)– с сентября по октябрь 2022 года – подготовка отчетных материалов по результатам похода, заочная экспертиза работ.
Пятый этап (итоговая конференция)– октябрь 2022 года – защита полученных результатов, подведение итогов.
Критерии оценки маршрута
соответствие теме, цели и задачам Проекта;
подготовительная работа;
реализация исследовательской или проектной части маршрута;
реализация походной части маршрута;
описание маршрута (протяженность, длительность, сложные участки прохождения, места стоянок, краеведческие локации по маршруту следования, возможность повторения);
интеграция результатов в образовательный процесс, реализация метапредметных связей.
Требования к оформлению отчета о походе
Отчет о походе должен состоять из следующих разделов.
1.1. Титульный лист.
1.2. Оглавление.
1.3. Справочные сведения о походе.
Указывается проводящая организация, округ, район похода, вид туризма, категория сложности похода, нитка маршрута, протяженность, сроки похода, продолжительность активной части, номер маршрутной книжки, информация о полноте прохождения маршрута отдельными участниками (судами); состав походной группы.
Для водных походов дополнительно указываются типы судов, распределение участников по экипажам, уровень воды. ОБЯЗАТЕЛЬНО приводится общая фотография группы на маршруте, крупная, с различимыми лицами. Ниже фотографии приводится перечень участников в том порядке, как они расположены на фото.
Определяющие препятствия маршрута.
№
Фамилия, имя, отчество
Год рождения
Туристский опыт
Обязанности в группе
Участие в 1 этапе (+) или (-)
Для пешеходных походов проводится оценка категории сложности похода в соответствии с «Методикой категорирования пешеходного маршрута».
1.4. Краткая характеристика района похода.
Обоснование выбора района похода в соответствии с выбранным путешественником. Дается описание района и маршрута похода: географическое положение, климатические и иные характеристики района похода, имеющие значение для туристов (1-2 стр.); туристские возможности, варианты подъезда и выезда с маршрута (основные пункты, с которыми существует транспортное сообщение, виды транспорта, периодичность движения, примерное время в пути и стоимость проезда), сведения о возможности организации заброски продуктов на маршруте (кроме водных походов), сведения о пунктах возможного получения медицинской помощи и пополнения запаса продуктов, адреса и телефоны поисково-спасательной службы, туристских организаций, расположение особых зон (национальные парки, заповедники, пограничные зоны и пр.) и порядок допуска в них, наиболее интересные природные, исторические и экскурсионные объекты.
1.5. Организация похода.
Кратко описывается идея разработанного группой маршрута, выбор основного и запасных вариантов, обзор путей аварийного схода с маршрута. Приводятся сведения об организации забросок на маршруте (способ и маршрут доставки заброски, место и способ хранения. При необходимости указываются особенности предпоходной подготовки и тренировки. Приводятся заявленная и реально пройденная нитки маршрута в удобной для сравнения форме.
1.6. График движения.
День пути
Дата
Участок пути (от – до)
км
Чистое ходовое время
Высота подъемов и спусков за день
Основные препятствия (название, к.т.)
Состояние погоды
Для горных и пешеходных походов
В конце таблицы указывается общая протяженность, продолжительность и общий перепад высот активной части маршрута. График движения заполняется от Москвы до Москвы. Километраж и ходовое время линейных радиальных выходов указываются в одну сторону. Общий перепад высот считается суммированием высоты подъемов и спусков. Таблица метеонаблюдений может быть выполнена на отдельном листе.
1.7. Техническое описание маршрута.
1. Дается описание прохождения маршрута группой в хронологическом порядке с указанием ходового времени движения за день.
2. В тексте указываются ориентиры и расстояния между ними, направления движения, характеристики дорог, троп, растительности, рельефа, рек, населенных пунктов, мест ночлега и купания, источников питьевой воды.
3. Участки с однозначным ориентированием без естественных препятствий (движение по дорогам и т.п.) возможно описывать схематично, с указанием основных характеристик, достаточных для понимания пути.
4. Приводятся (с подробным обоснованием) принятые группой тактические решения по изменениям маршрута и графика движения, указывается, были ли поставлены МКК и МЧС в известность об изменениях.
5. Определяющие препятствия должны быть описаны подробно, приведены фотографии, показывающие действия группы при преодолении препятствий.
6. На сложных участках и определяющих препятствиях описываются тактические решения, выбор пути движения, действия группы, техника движения, применяемая страховка и меры обеспечения безопасности.
7. Иллюстративный материал должен пояснять и подтверждать прохождение маршрута группой на определяющих участках, облегчать последующим группам ориентирование на местности, характеризовать сложные участки маршрута и действия группы на них.
8. Фотографии должны быть сделаны в данном походе, иметь сквозную нумерацию и подписи, обозначения характерных ориентиров и пути группы (при необходимости – также и рекомендуемого пути).
9. В тексте описания должны быть приведены ссылки на фотографии. В случае, если фотографии и текст не способны дать достаточного описания определяющих препятствий, на них выполняются схемы, рисунки и т.п.
10. Техническое описание должно соответствовать карте и иллюстрациям.
11. Для водного похода техническое описание маршрута должно представлять собой не только лоцию реки, но и описание действий группы при преодолении препятствий.
12. Фотоматериалы в обязательном порядке должны включать изображения группы на фоне определяющих препятствий, заметных ориентиров, выдающихся объектов. При отсутствии таких материалов может быть поставлен вопрос о незачете маршрута или отдельных препятствий группе или отдельным участникам.
1.8. Картографический материал.
Картографический материал должен состоять из:
1) обзорной схемы района похода;
2) маршрутной карты.
2.8.1. Обзорная схема должна давать представление о районе похода. Указываются начальный и конечный пункт похода, маршрут, запасные и аварийные варианты, схема стыковки листов карты, если они выполнены на отдельных листах.
2.8.2. Маршрутная карта:
К отчету прилагается цветная карта масштаба не мельче 1:100000 с корректировкой значимых объектов по «нитке» прохождения маршрута. Маршрутная карта должна быть цветной. На карту наносится нитка маршрута, места и даты ночлегов, основные препятствия. Возможно выполнение схем и карт на отдельные участки пути, при этом на обзорной схеме показывается взаимное расположение карт.
Требования к картографическим материалам. На всех картах применяются топографические знаки, действующие в настоящее время. Условными знаками, установленными группой, показываются маршрут, места ночлегов, дневок, даты, экскурсионные объекты и другие объекты, имеющие интерес для туристов.
Прилагается таблица условных знаков: а) введенных группой; б) применяющихся на карте, но отличающихся от стандартных условных топографических знаков и знаков орографических схем, действующих в настоящее время. На каждом листе карты указывается направление на север, масштаб, вычерчивается рамка.
Приводится список откорректированных объектов.
При оценке картографического материала учитывается его корректировка и соответствие техническому описанию, полнота (покрытие маршрута), топографическая грамотность и аккуратность исполнения, соответствие указанным масштабам.
1.9. Сведения о материальном оснащении группы.
Приводится список только специального снаряжения, рекомендации по нему. Приводятся особенности и рекомендации по использованию группового снаряжения, продуктов на данном маршруте и в данных природных условиях. Приводить общий список личного и группового снаряжения, полное меню группы не рекомендуется. Приводится расчет веса рюкзака участников (кроме водных походов), меры по снижению веса рюкзака (заброски, докупки, использование транспорта и т.п.).
1.10. Выводы и рекомендации.
В этом разделе подводятся итоги и делаются выводы о достижении поставленных целей. Анализируются выбор нитки маршрута, график движения, кратко обосновываются изменения маршрута и графика. Даются рекомендации по разработке маршрута в данном районе и преодолению отдельных препятствий. Приводится конкретная информация о познавательном и воспитательном значении похода для участников, список использованной литературы, отчетов, интернет-ресурсов.
1.11. Краеведческое задание.
В походе (до начала активной части маршрута, на ней или после её окончания) команда выполняет краеведческое задание, тему которого выбирает самостоятельно при заявке маршрута. Тема задания может носить характер:
а) экскурсионный (посещение музеев, природных, культурных и исторических памятников, экскурсионная программа в городах и др.);
б) поисково-исследовательский (проведение работы по изучению природы, истории и культуры района похода, самостоятельный поиск информации, а также проведение исследований в каких-либо областях знания для получения краеведческой информации или информации, полезной при проведении туристских походов).
Рекомендуется при выборе темы краеведческого задания учесть возможное его значение для последующего безопасного прохождения маршрута, расширения педагогического и познавательного потенциала района путешествия.
Составление паспортов перевалов или порогов не рекомендуется в качестве темы краеведческого задания.
Отчет о выполнении краеведческого задания включает:
– за экскурсионное задание: название объекта (объектов), что интересного можно узнать и увидеть, расположение, подъезды, стоимость билетов. Личные впечатления 1-2 участников, фото.
– за поисково-исследовательское задание: как появилась тема работы, какую информацию и где получили в Москве, задачи и план работы в походе, что сделано в походе, полученная информация, список литературных и других источников информации, иллюстративный материал (рисунки, фото, карты и т.п.) к заданию.
Оценивается оригинальность и актуальность выбранной темы, полнота описания выполненной работы, результаты самостоятельной работы, иллюстративный материал, качество оформления. Материалы должны иметь ссылки на источники полученных сведений, фамилии авторов.
В случае выполнения нескольких краеведческих заданий в зачет идет одно (получившее максимальную оценку).
1.12. Оформление отчета
Отчет должен быть оформлен аккуратно, красочно, с использованием иллюстративного материала. Страницы отчета должны быть пронумерованы, отчет снабжен оглавлением, все материалы располагаться в указанной последовательности. Все сведения должны быть в соответствующих разделах.
Требования к исследовательской или проектной работе
Исследовательская или проектная работа должна включать в себя следующие обязательные материалы:
краткое описание содержания работы (допустимые расширения: .doc, .docx; файл не должен превышать 1 Мбайт);
полный текст работы (допустимые расширения: .doc, .docx; файл не должен превышать 5 Мбайт);
мультимедийная презентация (допустимые расширения: .ppt, .pptx, .pptm; файл не должен превышать 10 Мбайт).
1. Требования к тезисам (краткому описанию содержания) работы
Описание содержания работы:
Указать цель, задачи, гипотезу работы.
Описать этапы исследования или проекта.
Указать методы исследования, оборудование и описать кратко поставленные эксперименты и проведённые опросы (при наличии).
Описать полученные результаты, рекомендации по их применению и возможное решение выявленных проблем.
Наметить перспективы дальнейшей разработки темы.
2. Требования к полному тексту работы
Работа должна представлять собой завершённое учебное исследование или разработанный проект, и включать следующие разделы:
Титульный лист.
Оглавление.
Введение (актуальность работы, обоснование выбора темы).
Цель и задачи работы, гипотеза (для исследовательских работ).
Методика выполнения работы (с указанием использованного оборудования, реактивов, расходных материалов, протоколов работы, схем экспериментальных установок), место и сроки выполнения работы.
Результаты и обсуждение.
Выводы, сделанные в результате исследования, или описание завершённого продукта.
Список используемой литературы, оформленный в соответствии с ГОСТ Р 7.0.100 – 2018.
3. Требования к тексту
Все поля (слева, справа, сверху, снизу) – 2 см.
Для всего текста следует использовать шрифт Times New Roman, размер 14 пт, межстрочный интервал − полуторный, выравнивание по ширине.
Отступ абзаца (красная строка) – 1,25 см, все отступы (слева, справа, сверху, снизу) – 0.
Не допускаются: подчёркивание, выделение цветом, орфографические и пунктуационные ошибки.
4. Требования к мультимедийной презентации
Соответствие содержания презентации поставленным целям и задачам.
Соблюдение норм русского языка, сокращений и правил оформления текста (отсутствие точки в заголовках и т. д.).
Отсутствие фактических ошибок, достоверность представленной информации.
Лаконичность текста на слайде.
Расположение информации на слайде (предпочтительно горизонтальное расположение информации, сверху вниз по главной диагонали; наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана; желательно форматировать текст по ширине).
Соответствие изображений содержанию.
Качество изображения (контраст изображения по отношению к фону; отсутствие «лишних» деталей на фотографии или картинке, яркость и контрастность изображения, одинаковый формат файлов).
Критерии оценки работ
Критерии заочной оценки работ участников:
Обоснование актуальности выбранной темы.
Теоретическая и практическая новизна работы.
Наличие самостоятельно выполненного исследования (или наличие практической части).
Логичность и обоснованность заключений и выводов.
Критерии оценки выступления участников на заключительном этапе:
Обоснование актуальности выбранной темы.
Логичность и полнота представленных материалов.
Обоснование использованных методов и применения современного оборудования.
Степень самостоятельности выполнения работы.
Умение аргументировать заключения и выводы.
Культура публичного выступления.
Качество презентационных материалов. 8) Умение отвечать на вопросы.
Требования к фото и видео материалам
электронные изображения (не более 10 штук) принимаются в формате .jpg, .jpeg с разрешением от 72 dpi, цветовая модель RGB, размер от 1000 пикселей по длинной стороне, максимальный вес каждого файла не больше 5 Мб, наименование файла должно отражать содержание изображения;
видеофайлы (не более 3 штук) принимаются в форматах .avi, .mpeg, .mov, mp4, разрешение от 720х480 до 1920х1080 пикселей, максимальный вес каждого файла не более 500 Мб, продолжительностью не более 3 минут, наименование файла должно отражать содержание видео.
Требования к подготовке сценария занятия в МЭШ
Сценарий тематического занятия размещается в библиотеке Московской электронной школы с хештегом #ПатриотСпорт, #попутивеликихоткрытий, #ППВО.
Сценарий должен соответствовать требованиям, предъявляемым к сценарию занятия.
Сценарий должен соответствовать теме, цели и задачам Проекта.
Ссылка на сценарий тематического занятия предоставляется ГБОУ ДПО МЦПС Проекта после прохождения модерации.