Проект «Интеллектуально-творческие игры»
Оригинальная идея проекта
Интеллектуальная игра – индивидуальное или коллективное выполнение заданий, требующих применения продуктивного мышления в условиях ограниченного времени и соревнования. Интеллектуальные игры объединяют в себе черты как игровой, так и учебной деятельности – они развивают теоретическое мышление память, интуицию, любознательность. С другой стороны, сама по себе эта деятельность является не целью, а средством достижения игрового результата, причем и этот результат быстро теряет ценность сам по себе и цель переакцентируется с результата непосредственно на процесс поиска и принятия решения.
Педагогическая целесообразность проекта заключается в создании и укреплении межпредметных, междисциплинарных связей, которых так не достает традиционной академической классно-урочной системе образования для формирования у учащихся единой картины мира.
Цель: развитие творческих и познавательных способностей учащихся посредством интеллектуальных игр.
Задачи:
Обучающие:
– формирование багажа базовых знаний и расширение кругозора;
– овладение умением ясно мыслить и строить логические рассуждения в условиях прессинга;
– умение работать с различными источниками информации;
– развитие навыков работы с информацией различной модальности.
Развивающие:
– развитие интеллектуальной лабильности;
– развитие творческих способностей и креативного мышления;
– развитие коммуникативно-эмоциональной сферы личности;
– развитие мотивации к самообразованию.
Воспитательные:
– воспитание навыков совместной деятельности в малой группе и в команде;
– воспитание умения достойно проигрывать и анализировать причины неудач;
– повышение социальной активности учащихся, их самостоятельности и ответственности;
– формирование системы приоритетов, ориентированных на знания и культуру.
От задумки – до результата
Формы организации занятий:
Основная форма — тренировочные занятия, которые дополняются семинарами и тренингами. А также турниры, которые являются игровыми «контрольными работами» учащихся.
Тренировочное занятие состоит из нескольких этапов:
– разминка: простые игры с командными и индивидуальными заданиями;
теоретический материал: включающий различные игровые алгоритмы, техники, другие материалы по темам программы, который иллюстрируется большим количеством примеров;
– тур вопросов «Что? Где? Когда?» или «Брейн-ринга»: вопросы этого этапа связаны с пройденным на занятии (занятиях) теоретическим материалом и, иллюстрируя, дополняют его;
– разбор сыгранного тура: на этом этапе фиксируется внимание на удачах и неудачах, которые имели место на тренировке, причинах этих удач и неудач как у конкретного игрока, так и у связки игроков или у команды в целом;
– домашние задания: как групповые, так и индивидуальные, связанные, в основном, с составлением игровых вопросов.
Кроме тренировочных занятий обязательным является участие детей в существующих турнирах по играм «Что? Где? Когда?», Кубок Воробьевых гор, «Брейн-ринг».
Достигнутые результаты
Личностные:
– освоение навыков совместной творческой деятельности.
– повышение уровня дисциплины
– расширение личного культурного багажа
Метапредметные:
– формирование багажа базовых знаний;
– овладение умением логически рассуждать, объяснять ход рассуждений и отстаивать свою точку зрения;
– умение быстро анализировать и интерпретировать информацию.
Предметные:
– развитие навыков правильной формулировки вопросов;
– обучение умению выбирать правильный ответ из множества возможных.
Полезные эффекты от реализации проекта
Основные результаты проекта
– Создание на базе школы нескольких сборных команд знатоков для представления учебного заведения в чемпионатах по игре «Что? Где? Когда» города Москвы и первенствах России.
– Участие классных команд знатоков в «Кубке Воробьевых Гор» проводимых под эгидой Департамента образования города Москвы, занятия там призовых мест в каждой номинации.
– Проведение ежегодного турнира по «Что? Где? Когда» внутри школы 1363.
– Повышение интеллектуального уровня учащихся школы, сплочение вокруг одной цели, развитие командного духа и коллективного творчества.
Поделиться в соц. сетях