Уроки доброты. Инклюзивное волонтерство
Оригинальная идея проекта
В связи с возрастающим количеством людей с ОВЗ в наше время, возниает потребность в разносторонней и разноплановой помощи для людей данной категории. Важными аспектами для детей с ОВЗ являются социализация и интеграция в общество. В нашей школе не все уроки проходят в традиционной форме. В кабинете социально-бытового ориентирования каждый ребенок с особыми образовательными потребностями имеет возможность совершать покупки, оплачивать услуги в сберегательном банке, правильно оформить посылку. Хотелось бы отметить значимый аспект работы с детьми с интеллектуальными нарушениями: для детей данной категории необходимо иметь возможность применить в реальных жизненных условиях каждый, полученный на уроках, навык. Для решения данной проблемы мы разработали программно-методический комплекс «Уроки доброты». Дети с ОВЗ при помощи волонтеров, на практике, посещают магазины, аптеки, другие социальные объекты, где отрабатывают полученные навыки. Параллельно программа включает в себя «Школу волонтеров», где отрабатывают полученные навыки. Одним из важнейших направлений работы, является инклюзивное волонтерство. Обучающиеся с ментальными нарушениями оказывают поддержку и помощь в организации мероприятий. Формирование толерантного отношения к людям с инвалидностью, помощь в социализации и интеграции их в социум- одна из важнейших задач воспитания в обществе успешно реализуется в нашей школе.
От задумки – до результата
Статус: действующий проект.
Старт проекта: 2018-2019 учебный год
Участники проекта: обучающиеся 7-11 классов с интеллектуальными нарушениями. Обучающиеся 9-11 общеобразовательных классов (волонтеры).
Краткое описание программно-методического комплекса по социально-бытовому ориентированию.
1. «Школа волонтеров» для обучающихся старших классов
2. Методическое пособие для учителей: Организация занятий по СБО для детей с интеллектуальной недостаточностью «Уроки доброты»
3. Методическое пособие для волонтеров «Мы разные, но мы вместе». Обучение продуктивному взаимодействию с детьми с особенностями развития. Методы, приемы, особенности работы.
4. Адаптированные тесты на профориентацию для обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
5. Организация уроков СБО в реальных условиях (магазин, аптека, почта), для отработки навыков , полученных на уроках.
Программно-методический комплекс по формированию социально-бытовых навыков у детей с интеллектуальной недостаточностью обеспечивает решение большого количества социально значимых задач:
— Повышение уровня самостоятельности обучающихся
— Профессиональную ориентацию
— Развитие волонтерского движения
— Развитие инклюзивного волонтерства
— Трансляцию опыта путем разработки методического обеспечения
Основные цели :
— повысить уровень сформированности социально-бытовых навыков у обучающихся с интеллектуальными нарушениями
— профориентация обучающихся с учетом психофизических особенностей
— способствовать максимально возможной интеграции детей в социум, с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка
— формирование модели инклюзивного волонтерства
— формирование предпосылок к трудовой деятельности
— организация постоянной площадки для обучения волонтеров
— формирование толерантного отношения к людям с инвалидностью
— разработка методических материалов для учителей и волонтеров.
Результаты проекта:
— диагностический мониторинг выявляет высокий уровень сформированности социально-бытовых навыков у детей
— к моменту окончания школы у 80% обучающихся сформированы приоритетные представления о выборе профессии
— волонтеры-участники проекта становятся участниками городских проектов волонтерского движения «Добрый город»
Партнеры проекта:
Кафедра психологии и методологии РГГУ, Санкт-Петербургский Институт Междисплинарных Исследований (СПбИМИ) .
Полезные эффекты от реализации проекта
Польза проекта значительна:
1. Повышение эффективности работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью в сфере формирования навыков социально-бытового ориентирования.
2. Разработан и адаптирован методический комплекс материалов по данному направлению.
3. Преемственность в построении вертикали образования между школой и колледжами, реализующими адаптированные программы.
4. Организована долгосрочная площадка для волонтеров.
5. Профилактика социальной депривации подростков с особенностями развития.
6. Социализация и интеграция обучающихся в социум.
7. Расширение практики инклюзивного образования.
Видео
Ссылки
https://2127.mskobr.ru/articles/418 Проект «Эстафета доброты»
https://2127.mskobr.ru/articles/469 Игра в профессии. Цикл занятий «Воспитание самостоятельности в быту»
Поделиться в соц. сетях